МААМ-картинки

Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»

Екатерина Сапронова
Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Математические методы в экономике», квалификация «Экономист-математик». Начала свою трудовую деятельность в МКДОУ – детский сад «Золотой ключик» с 2013 года в должности помощник воспитателя. Проработав год, наблюдая за работой воспитателей, общаясь с детьми на своей группе, я приняла решение – пройти курс профессиональной переподготовки. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в Новосибирском педагогическом колледже № 2 по программе «Дошкольное образование». С апреля 2016 года я - воспитатель. Общий стаж работы в детском саду 4 года, педагогический стаж-1 год 7 месяцев.

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности „Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

На сегодняшний день, я воспитатель в старшей группе. Работаю по основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Золотой ключик», составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом МИНОБРНАУКИ РФ№ 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15, образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа соответствует требованиям ФГОС, в ней собран передовой опыт работы в сочетании с традиционными концепциями дошкольного воспитания. Программа является инновационным документом, отвечающим всем требованиям, достижениям науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Я любопытна в своих познаниях, всегда хочется узнавать что – то новое, и конечно мне было интересно делиться своим опытом с окружающими меня детьми. Опыты, наблюдения, эксперименты - все это заставляет нас по-новому смотреть на мир вокруг нас, удивляться какой он необыкновенный и загадочный. Потребность в познании – источник развития личности. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Тема моей работы: «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»

Актуальность:

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Л. С. Выгодский.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, одним из пунктов портрета является: “Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель моей работы:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Для достижения данной цели мной были определены следующие задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Определив цель и задачи по формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, начала свою работу по следующему плану:

1. Создание развивающей предметно - пространственной среды для оптимального познавательного развития дошкольника. Во ФГОС говорится, что формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка происходит через его включение в различные виды деятельности, обеспечивает развитие детей с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, я решила создать и наполнить уголки образовательного пространства. В соответствие с возрастом и реализуемой программой обогатила развивающую предметно-пространственную среду.

Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе «У Лукоморья» :

В нашей группе организован центр социально-эмоционального развития «Уголок уединения». Это одно из любимых мест нашей группы, дети могут успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать. В уголке есть дидактические игры на развитие эмоциональной сферы детей («Детский сад», «Художники», «Четвертый лишний», «Что было бы, если бы.» и др.). Также мы совместно с родителями сделали фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка нашей группы; игрушки для снятия психического напряжения: массажные мячики, мяч «антистресс»; игрушка – мирилка, картотека «Мирилки»; маски настроения и др.

Центр патриотического воспитания. Работая с детьми в этом уголке, я развиваю у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям. Воспитываю уважение к культуре других народов. Совместно со вторым воспитателем, регулярно пополняем уголок дидактическими играми, например, «Государственные символы России», «Наша Родина», «Народы мира» и др. Создана картотека стихотворений и пословиц, поговорок на тему наша Родина. В уголке также есть портрет президента, герб, флаг и другая символика нашего края и нашей страны. На данный момент в нашей группе идет проект «Мы - верхтулинцы» - родители охотно подключились к совместной работе по созданию альбома «Наше село».

Действует у нас в группе и центр «Уголок дежурных», где дети могут распределять обязанности дежурных, график и выполнять хозяйственно-бытовой труд. Есть «Игровой центр», где дети могут в течении дня осуществлять свободную игровую деятельность. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые (почта, ателье, магазин, аптека, кабинет ветеринара, банк, офис и др.).

Центр по развитию речи в нашей группе мы создавали совместно с логопедом нашего детского сада. Материалы и оборудования: дидактические и речевые игры, упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционные упражнения. Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».

Изготовили пособия по формированию словаря:

- звуковой культуры речи,

-грамматического строя речи

-сввязной речи.

Для развития связной речи у детей в нашей группе используется мнемотехника, схемы, алгоритмы. Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».

Центр безопасности. Создавая развивающую среду в группе, немало внимания мы уделяем созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.

В центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.

Центр «Физического развития». Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делаем акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья детей. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.

Театральный центр - имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками родителей наших воспитанников. В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.

В центре творческой деятельности имеется : разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры. Альбомы: «Мезенская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовская роспись», «Хохлома», «Гжель».

В центре «Познание» имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры : Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат». Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В связи с этим, мы ведем огромную работу в нашем центре «Уголок природы». Имеются альбомы «Времена года», «Комнатные растения», «Гербарий», «Перелетные птицы», «Обитатели морей и океанов» и др. Этим летом реализовали проект «Путешествие в лето», что помогло нам в развитии детей. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания. Знают об их пользе или вреде. Умеют находить сходства и различия. Владеют обобщающими понятиями.

«Уголок экспериментирования». В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, формы. Имеется картотека проведения экспериментов, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная. Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля, пластиковые тарелки, мисочки и ложки, клеенчатые передники, полотенца.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь связаны между собой экспериментирование и речевое развитие детей. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений: во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, безопасностью.

2. Выбрала формы и методы, принципы организации совместной и самостоятельной деятельности детей для полноценного развития ребенка. При этом я учитывала возрастные особенности детей моей группы, контингент воспитанников, оснащение своей группы. Разработка и реализация перспективного плана работы с детьми.

Работу по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строю на следующих принципах:

Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

• Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства.

• Принцип соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка.

Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов и детей.

Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строю исходя из трех блоков педагогического процесса, а именно: 1. специально-организованное обучение в форме занятий; 2. совместная деятельность взрослого с детьми; 3. свободная самостоятельная деятельность детей

При организации работы по экспериментированию использую различные формы:

- непосредственно образовательную деятельность,

- чтение художественной литературы,

- опыты,

- беседы, наблюдения

- продуктивную деятельность.

В ходе участия детей в экспериментальной деятельности не только приобретаются знания, но и развиваются специальные умения и навыки, такие как:

- умение ставить вопрос;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- делать умозаключения и выводы;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Я помогаю детям сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставляю самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно- исследовательской деятельности побуждаю детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, сравнительные наблюдения. Предлагаю детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях» : свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. тайна, сюрприз;

3. мотив помощи;

4. познавательный мотив (почему так)

5. ситуация выбора.

Публикации по теме:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGOФормирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь».

Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность «Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность " Развивающая предметно.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Содержание Введение Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста Использование метода проектов для развития.

«Осень разноцветная». Художественно-эстетическое развитие через экспериментальную деятельность в средней группе КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», ТЕМА: «ОСЕНЬ РАЗНОЦВЕТНАЯ».

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности» Цель: способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования. Задачи: -Создать.

Перспективный план на 2017–2018 учебный год «Речевое развитие через экспериментальную деятельность» Месяц Название Цель Оборудование Январь Изготовление цветных льдинок. Чтение стихотворения Татьяны Ефимовой «Я возьму осколок льдинки».

Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Самое лучшее открытие –это то, которое ребёнок делает сам. Ральф У.

Сообщение из опыта работы: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке». Сообщение из опыта работы: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке». Дети по природе своей – исследователи, с радостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 10:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сапронова (УИ 692769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД