Екатерина Сапронова
Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Математические методы в экономике», квалификация «Экономист-математик». Начала свою трудовую деятельность в МКДОУ – детский сад «Золотой ключик» с 2013 года в должности помощник воспитателя. Проработав год, наблюдая за работой воспитателей, общаясь с детьми на своей группе, я приняла решение – пройти курс профессиональной переподготовки. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в Новосибирском педагогическом колледже № 2 по программе «Дошкольное образование». С апреля 2016 года я - воспитатель. Общий стаж работы в детском саду 4 года, педагогический стаж-1 год 7 месяцев.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности „Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Темочки
На сегодняшний день, я воспитатель в старшей группе. Работаю по основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Золотой ключик», составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом МИНОБРНАУКИ РФ№ 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15, образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа соответствует требованиям ФГОС, в ней собран передовой опыт работы в сочетании с традиционными концепциями дошкольного воспитания. Программа является инновационным документом, отвечающим всем требованиям, достижениям науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Я любопытна в своих познаниях, всегда хочется узнавать что – то новое, и конечно мне было интересно делиться своим опытом с окружающими меня детьми. Опыты, наблюдения, эксперименты - все это заставляет нас по-новому смотреть на мир вокруг нас, удивляться какой он необыкновенный и загадочный. Потребность в познании – источник развития личности. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Тема моей работы: «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность»
Актуальность:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л. С. Выгодский.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, одним из пунктов портрета является: “Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель моей работы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Для достижения данной цели мной были определены следующие задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Определив цель и задачи по формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, начала свою работу по следующему плану:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды для оптимального познавательного развития дошкольника. Во ФГОС говорится, что формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка происходит через его включение в различные виды деятельности, обеспечивает развитие детей с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, я решила создать и наполнить уголки образовательного пространства. В соответствие с возрастом и реализуемой программой обогатила развивающую предметно-пространственную среду.
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе «У Лукоморья» :
В нашей группе организован центр социально-эмоционального развития «Уголок уединения». Это одно из любимых мест нашей группы, дети могут успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать. В уголке есть дидактические игры на развитие эмоциональной сферы детей («Детский сад», «Художники», «Четвертый лишний», «Что было бы, если бы.» и др.). Также мы совместно с родителями сделали фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка нашей группы; игрушки для снятия психического напряжения: массажные мячики, мяч «антистресс»; игрушка – мирилка, картотека «Мирилки»; маски настроения и др.
Центр патриотического воспитания. Работая с детьми в этом уголке, я развиваю у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям. Воспитываю уважение к культуре других народов. Совместно со вторым воспитателем, регулярно пополняем уголок дидактическими играми, например, «Государственные символы России», «Наша Родина», «Народы мира» и др. Создана картотека стихотворений и пословиц, поговорок на тему наша Родина. В уголке также есть портрет президента, герб, флаг и другая символика нашего края и нашей страны. На данный момент в нашей группе идет проект «Мы - верхтулинцы» - родители охотно подключились к совместной работе по созданию альбома «Наше село».
Действует у нас в группе и центр «Уголок дежурных», где дети могут распределять обязанности дежурных, график и выполнять хозяйственно-бытовой труд. Есть «Игровой центр», где дети могут в течении дня осуществлять свободную игровую деятельность. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые (почта, ателье, магазин, аптека, кабинет ветеринара, банк, офис и др.).
Центр по развитию речи в нашей группе мы создавали совместно с логопедом нашего детского сада. Материалы и оборудования: дидактические и речевые игры, упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционные упражнения. Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Изготовили пособия по формированию словаря:
- звуковой культуры речи,
-грамматического строя речи
-сввязной речи.
Для развития связной речи у детей в нашей группе используется мнемотехника, схемы, алгоритмы. Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Центр безопасности. Создавая развивающую среду в группе, немало внимания мы уделяем созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.
В центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
Центр «Физического развития». Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делаем акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья детей. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.
Театральный центр - имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками родителей наших воспитанников. В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
В центре творческой деятельности имеется : разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры. Альбомы: «Мезенская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовская роспись», «Хохлома», «Гжель».
В центре «Познание» имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры : Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат». Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В связи с этим, мы ведем огромную работу в нашем центре «Уголок природы». Имеются альбомы «Времена года», «Комнатные растения», «Гербарий», «Перелетные птицы», «Обитатели морей и океанов» и др. Этим летом реализовали проект «Путешествие в лето», что помогло нам в развитии детей. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания. Знают об их пользе или вреде. Умеют находить сходства и различия. Владеют обобщающими понятиями.
«Уголок экспериментирования». В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, формы. Имеется картотека проведения экспериментов, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная. Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля, пластиковые тарелки, мисочки и ложки, клеенчатые передники, полотенца.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь связаны между собой экспериментирование и речевое развитие детей. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений: во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, безопасностью.
2. Выбрала формы и методы, принципы организации совместной и самостоятельной деятельности детей для полноценного развития ребенка. При этом я учитывала возрастные особенности детей моей группы, контингент воспитанников, оснащение своей группы. Разработка и реализация перспективного плана работы с детьми.
Работу по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строю на следующих принципах:
• Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
• Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства.
• Принцип соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка.
• Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов и детей.
• Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
• Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строю исходя из трех блоков педагогического процесса, а именно: 1. специально-организованное обучение в форме занятий; 2. совместная деятельность взрослого с детьми; 3. свободная самостоятельная деятельность детей
При организации работы по экспериментированию использую различные формы:
- непосредственно образовательную деятельность,
- чтение художественной литературы,
- опыты,
- беседы, наблюдения
- продуктивную деятельность.
В ходе участия детей в экспериментальной деятельности не только приобретаются знания, но и развиваются специальные умения и навыки, такие как:
- умение ставить вопрос;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Я помогаю детям сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставляю самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно- исследовательской деятельности побуждаю детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, сравнительные наблюдения. Предлагаю детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях» : свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
2. тайна, сюрприз;
3. мотив помощи;
4. познавательный мотив (почему так)
5. ситуация выбора.