Инга Невмовенко
Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность "
Развивающая предметно - пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Цель педагога сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно - развивающую среду для осуществления процесса формирования познавательной активности воспитанников.
Дошкольникам по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в МБДОУ ДС КВ «Солнышко»функционирует центр «Почемучка», в которой находится оборудование для детской научной лаборатории:
• Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компас, разнообразные магниты, бинокль.
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.
• Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, древесная стружка, пластилин.
• Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля.
В этом центре дошкольники с удовольствием проводят эксперименты, проявляют познавательный интерес к практическим опытам.
Помимо в ДОУ центра «Почемучка», в моей группе создана мини- лаборатория с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. В мини -лаборатории имеются приборы – помощники: микроскоп, лупа, водяной градусник, разнообразные сосуды из различных материалов пластмасса, стекло, природный материал камешки, песок, перья, ткани, шишки, листья деревьев, семена, орехи. Оборудование для игр с песком и многое другое.
В данной лаборатории происходит обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, и имеется:
• Место для приборов.
• Место для хранения материалов.
• Место для проведения опытов.
• Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для камней и др.)
• Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и др.).
Наши воспитанники любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства (мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, холодный-теплый и др.) Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются : лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода, зеркала, бросовый материал (шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки).
Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов, нами были разработаны правила работы для детей:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Не трогай грязными руками глаза.
4. Не бери руки в рот.
5. Убирай все на место.
Созданная нами предметно-пространственная среда для детского экспериментирования в группе соответствует требованиям ФГОС:
• среда для экспериментирования содержательно насыщенна;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
• среда даёт возможность выбора детьми материалов;
• в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления, в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
• безопасность предметно-пространственной среды.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Именно поэтому очень важной считается задача создания всех условий для детского экспериментирования, в том числе создания благоприятной предметно-развивающей среды.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.