Людмила Селезнева
Познавательно-исследовательская деятельность детей через проблемно-игровые ситуации «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие: «Познавательно - исследовательская деятельность детей через проблемно- игровые ситуации - Зимующие птицы» - воспитатель 1КК. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 130» Селезнева Людмила Викторовна. Барбина Галина Евгеньевна.
Кружок: «Юный эколог»
Тема:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей через проблемно-игровые ситуации „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель: закрепление и уточнение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- уяснить строение птиц, внешние признаки;
- уточнить понятие «зимующие»;
-. развивать память, речь, внимание и творческое
воображение детей
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Словарная работа: «зимующие», снегирь, синица, воробей, голубь, сорока.
Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц, панно для птиц, клей, кисточка, гофрированная бумага для ручного труда, музыка – запись голосов птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- О каком времени года говорится?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Как вы догадались? (Ответы детей)
(Мнемотаблица «Зима»)
2. Рассказ о птицах.
Мир птиц полон загадок и тайн. Птицы всегда и во все времена удивляли людей своей красотой изяществом и пением. Послушайте,как поют птицы.
(запись «голоса птиц».)
Воспитатель загадывает загадку.
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
- С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудка темно - серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать зимой - ягодами рябины, облепихи, барбариса, семенами конского щавеля. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
Спиною зеленовато,
Животиком желтовато,
Черненькая лапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Синица какая? Есть ли у неё желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?
Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью. Уже в ноябре люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала.
Птичка –невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет
Хочет сделать шажок
Получается прыжок. (Воробей)
- Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Живут они и в городе, и в деревне. Везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
- А каких ещё зимующих птиц вы знаете (сорока, клёст, свиристель т. д.)
Клесты постоянные жители зимних лесов. Оперенье ярко- вишневое,
а у самочек желто-зеленое. Клюв в виде креста, позволяющий легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена – их основной корм.
Оперение у свиристели нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. На голове задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях ярко-красные ровные полоски. Любят спелые ягоды рябины. Обитают в лесах.
- Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
(дети рассматривают схему «Общие черты птиц»)
- Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
- Чем покрыто тело птиц?
- Для чего нужны перья?
- А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
- Воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит.
3. Физкультминутка.
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
4. Ручной труд
«Снегири на рябине».
- Мы сегодня с вами сделаем птичку из гофрированной бумаги. А так, как вас много, то и птичек будет целая (стайка). Эти птички прилетят вот на это зимнее дерево.
-Сейчас я вам раздам снегирей, но они ещё не готовы. Ваше задание - сделать птичку разноцветной при помощи гофрированной бумаги приёмом скатывания --отдельных кусочков и посадить её на дерево.
1. Скатываем красные фрагменты бумаги в комочки и наклеиваем на грудку и щёчки снегирю и ягоды.
2. Чёрными шариками покрываем часть крылышка хвостик и лапки.
3. Голубым цветом покрываем верхнюю часть крылышка.
4. Делаем снег из белой бумаги.
Вот какие красивые снегири получились.
5. Приклеиваем птичек на дерево.
- Посмотрите, какая замечательная, дружная стая птиц у нас получилась. (Дети читают стихи о птицах.)
5. Беседа.
Ребята, птицам зимой очень холодно и голодно, а как же люди помогают птицам?
Дети. Делают для них кормушки и подкармливают их.
Вы с родителями тоже сделали кормушки.
А мы повесили их на участке детского сада. Вы молодцы!