Позднякова Елена Юрьевна
Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность».
Самое лучшее открытие –это то, которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон,
Тип проекта : информационно- творческий, исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта :
воспитатели, дети.
Сроки реализации проекта :
с 1 сентября по 1 октября 2017г.
Возраст детей : 5-6 лет
Публикация «Проект „Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность: Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Объединяя игру с экспериментированием, мы получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность. Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда ведут непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности, стимулирует речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь Благодаря участию в экспериментально – исследовательской деятельности, у детей расширяется словарный запас, развивается монологическая речь, умение доказывать свою точку зрения.
Проблема проекта :
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Это новое введение, которое хочется познавать.
Цель :
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности с использование речевого развития.
Задачи проекта :
- Расширять речевое развитие детей через экспериментальную деятельность.
Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов (фольга, семечки, песок, вода и т. д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Образовательные
Познакомить детей с книжной культурой. Понимать на слух различные жанры.
Развивающие
Развитие у детей умения пользоваться приборами (резиновая груша, трубочка. воронка, сито)
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать доброжелательное отношение друг к другу.
Речевые :
• владение речью как средством общения и культуры
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Формы реализации проекта :
Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности :
• Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
• Познавательное занятие с элементами эксперимента;
• Для опытно-экспериментально деятельности в группе оборудован уголок экспериментирования, который соответствует следующим требованиям: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения.
В уголке представлены различные материалы для исследования:
• лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито и др.
Подготовительный этап:
- Учить детей видеть проблему;
- Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
Основной этап:
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Развивать речь ребёнка, словарный запас.
Игры
«Отгадай»
«Чудесный мешочек»
«Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их.
Игры «Кто пропал?»,
«Рассматривание»,
«Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
Познавательное развитие :
НОД «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация «Воробьи в лужах»
НОД «Художественно-эстетическое развитие»
Игры с красками. «Рисование по- мокрому»
НОД «Познавательное развитие» – Просмотр мультфильма
«38 попугаев», Чем можно измерить длину?
Беседа «Что такое эксперимент»
Беседа: «Знакомить детей с правилами безопасности при проведении экспериментов и учить соблюдать их».
Беседа «Время года»
Беседа «Что такое масса?»
Беседа: «Как организовать игры с водой».
Беседы по безопасности:
Беседа «Как правильно обращаться с нагревающим чайником».
Тема: Вода
1. «Какого цвета вода» (фокус, смешиваем цветную воду, радуга, какой цвет пропал);
2. «Есть ли у воды вкус и запах» (что будет если, холодная или тёплая вода лучше растворяет вещества);
3. «Что будет с водой на морозе»(цветные льдинки);
4. «Тонет – не тонет»;
5. «Что растворяется в воде» (мыльный гриб);
6. «Как очистить воду»;
7. «Чем солёная вода отличается от пресной»;
8. «Прозрачная вода может стать мутной»;
9. «Цветы лотоса»;
10. «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
11. «Песочные часы»;
12. «Взвешиваем песок»;
13. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»;
14. «Песочная картинка»; «Узоры на подносе»; «Рисуем клеем»;
15. «Чудесные картинки»; «Рисунки песком»; «Игры песком: пластиковые бутылки»;
Тема: Воздух
1. «Что такое воздух» (сухой из воды, воздушные вихри);
2. «Воздух и запах»;
3. «Воздушные фокусы»(поднимание воды, кто держит открытку, почему не льётся вода);
4. «Воздух имеет вес»;
5. «Чем сильнее ветер, тем больше волны»;
6. «Ветер двигает корабли»;
7. «Волны»;
Тема: Песок
1. «Исследуем песок» (эксперименты в песочнице, песочные часы, взвешиваем песок);
2. «На мокром песка….»
3. «Песочные часы»;
4. «Взвешиваем песок»;
5. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»;
6. «Песочная картинка»;
7. «Узоры на подносе»;
8. «Рисуем клеем»;
9. «Чудесные картинки»;
10. «Рисунки песком»;
11. «Игры песком: пластиковые бутылки»;
Дид. игры* Игры с водой (Бассейн, тазик с водой :экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.)
Дид. игра. «Чистое и грязное».
Сюж. рол. игры
С/РИ Магазин (правила вежливого обращения друг к другу)
Экспериментирование
Переливание воды – измерение объема с помощью
различных мерок
Смешиваем краски. Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый
Наблюдение
Наблюдение :за дождиком, лужами, дождик капает по лужам, капельки падающие с крыш веранды, мокрый асфальт. Тёплый воздух, холодный воздух.
Чтение литературы.
А. Низовой «Невидимка»
Сказка «Жили были два облачка»
Сказка «Лиса и Журавль»
Логическая задача:
«Волшебные льдинки».
Музыка
Прослушивание песен.
«Песенка про дождик» (муз. М. Минков, ст. Ю. Энтин).
«Что мне снег, что не зной, что мне дождик проливной.
Работа с родителями.
.
Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.
Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Ожидаемый результат:
• Дети приобрели новый познавательный опыт;
• Изучили свойства воды,снега, льда
• знакомы с произведениями поэтов, писателей
• владеют расширенным словарным запасом;
• Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
• выставка творческих работ детей;
• повышение интереса у родителей к жизни детского сада.
Заключительный этап:
Заключительный этап учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи.
Выводы
Высокий уровень познавательной активности у воспитанников. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ