Татьяна Пономаренко
Педагогическое эссе «Друг — это звучит надежно»
Максим Горький писал: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». Понять и принять эти слова сможет не каждый человек и не в каждой профессии можно стать «близким и нужным людям». Одной из таких профессий является педагог. Это одна из наисложнейших профессий. Потому что нужно обязательно быть примером для воспитанников, стать настоящим, надежным другом каждому ребенку. Работа с детьми очень сложное и ответственное занятие. С одной стороны причина скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи воспитателя. Поэтому в своей профессиональной деятельности стараюсь создавать для детей мир добра и света, мир, где с моей помощью дети учатся дружить, творить, познавать. Как выразился Н. В. Гоголь: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Поэтому чтобы стать другом для своих воспитанников стараюсь быть объективной в отношении ребят, ко всем относиться справедливо, не выделяя детей, не разделяя их на хороших и плохих, любить их такими, какие они есть. Нравственное отношение к окружающему, грамотная речь, терпение, эмоциональная отзывчивость на переживание ребенка, стремление прийти на помощь позволили мне покорить детские сердца, стать для них надежным другом, с которым всегда интересно. Своим примером стараюсь научить детей быть добрыми, честными, трудолюбивыми, старательными, терпеливыми, готовыми всегда прийти на помощь.
Публикация «Педагогическое эссе „Друг — это звучит надежно“» размещена в разделах
С другой стороны сложность работы педагога заключается в ежедневном общении с родителями воспитанников. Ведь нужно не только найти индивидуальный подход к ребенку, но и поладить с родителями. в своей деятельности стремлюсь стать родителям - другом, единомышленником, помощником.
Считаю важным, необходимыми создать доверительные отношения с родителями моих воспитанников. Если собеседник выражает поддельный интерес, лукавит, хитрит, то между людьми никогда не возникнет настоящих, надежных дружеских отношений. В пример моим размышлениям можно привести слова Суворова: "Искренность в отношениях, правда, в общении - вот дружба". Создавать дружеские отношения это тяжелый, ежедневный труд педагога, отношения не всегда складываются гладко, как хотелось бы, возникают различные ситуации. Особенно тяжело начинать новый путь, когда приходят молодые родители и происходят первые ситуации общения, родители встревожены, обеспокоены за своего ребенка. Педагог, в свою очередь, переживает за то, как сложатся новые отношения. В связи с этим стараюсь ко всему относиться с юмором. Юмор является одним из важнейших элементов нашей жизни. Бывает, что он сводит вместе совсем разных, на первый взгляд, людей и на долгие годы связывает их крепкой дружбой. Юмор помогает мне в общении на работе. В сложных обстоятельствах одна сказанная в тему шутка может разрядить обстановку, развеселить, поддержать обеспокоенного человека, настроить его на другой эмоциональный формат общения. Настоящий друг всегда поддержит. Если дружба лишена ее - это не дружба. Причем поддержка должна присутствовать во всем - и в несчастье, и в радости. Но при этом формат общения, юмора не должен выходить за рамки приличия, взаимоуважения, педагогической этики. Слова Конфуция гласят: "Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть". Педагог это не только друг, помощник и наставник для детей, но и для их родителей. Он помогает родителям лучше понять мир их ребенка, раскрыть возрастные особенности детей, понять, что в детском саду ребенок проживает жизнь, наполненную игр, сюрпризов, увлекательных моментов. Таким образом, педагог становится наставником для родителей. Мои труды приносят свои плоды: радость детей и их родителей при наших встречах, успехи семей моих воспитанников в различных конкурсах, благодарность родителей, их стремление прийти нам на помощь.
Педагогическая деятельность не ограничивается общением с детьми и их родителями. Различные отношения складываются и в педагогическом коллективе. Характер этих взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния коллег. Взаимные отношения служат почвой для формирования социально-психологического климата коллектива. Чем организованней и сплоченней коллектив, тем крепче в нем дружеские и товарищеские отношения. Чем дружнее коллектив, тем интереснее и разностороннее протекает его жизнь. Поэтому стараюсь поддерживать в коллективе теплые взаимоотношения и благоприятную рабочую атмосферу. С некоторыми коллегами у нас возникли теплые, дружеские отношения. Считаю, что дружба на работе - это личное дело каждого. Тем не менее, необходимо иметь рамки общения: не стоит делиться слишком откровенными вещами, безапелляционно обсуждать коллег и начальство, так как неизвестными нам путями слова чудесным образом смогут дойти до этого адресата. Лучше всего соблюдать меру во всем, соблюдать педагогический такт в общении, тогда удастся избежать конфликтов, неприятных ситуаций и сохранить дружеские отношения в коллективе.
Доверие, терпение, взаимность - вот на чем основаны дружеские отношения. В дружбе надо учиться быть человеком и, хотя ни кто не застрахован от ошибок, главное - уметь их замечать в себе и прощать другим.