Любовь Полунина
Педагогический совет «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования»
«Если ребёнок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой
Цель: уточнить знания педагогов по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования.
Повестка педагогического совета:
1. Актуальность темы «Конструирование в детском саду».
Публикация «Педагогический совет „Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Составление плана подготовки и проведения педсовета.
3. Устное и письменное знакомство всех участников педсовета с вопросами педсовета, планом проведения, графиками открытых занятий.
4. Итоги смотра центров конструирования в группах (самооценка педагогов и экспертная оценка). Тематическое изучение состояния условий для развития у дошкольников различных видов конструктивной деятельности.
5. Анализ открытых просмотров непрерывной образовательной деятельности по конструированию в группах.
6. Деловая игра «Мозговой штурм».
7. Итоги педсовета.
Ход:
Все участники делятся на три команды (младший, средний, старший возраст, чтобы в каждой были педагоги, работающие в разных возрастных группах. Каждая команда размещается около своего стола. Команды придумывают название соответствующее возрастной категории, относящееся к теме педсовета.
1. Задание
1). Разминка
Предложить педагогам назвать синонимы и близкие по смыслу слова к слову «конструирование»: проектировать, изобретать, создавать, созидать, разрабатывать, строить, основывать, отстраивать, изготовлять, выковывать, проецировать, действовать, формировать, делать, творить, сооружать, воздвигать, работать, производить, заниматься, упражняться, практиковать, моделировать…
Предложить педагогам дать определение слова «конструирование»
(Конструирование — игра со строительным материалом; деятельность, в которой сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов; это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.)
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»: «Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».
2. Актуальность проблемы:
Изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед образованием новые задачи. Высокотехнологичные, роботизированные производства, выпускающие точную и сложную технику, требуют высококвалифицированных работников технических специальностей. В настоящий момент страна испытывает дефицит молодых и талантливых инженерных кадров.
Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Важной особенностью конструирования является интеграция со всеми образовательными областями. Особенно тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Не случайно название – строительные игры. Интеграция с познавательным развитием – цвет, форма, величина, пространственное расположение, свойства (связь с экспериментированием). С СКР – обязательные трудовые действия – все постройки надо обязательно аккуратно разбирать, а не ломать. С РР – весь процесс строительства сопровождается речью, развивается мелкая моторика, осваиваются новые слова и понятия.
В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:
- образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
- развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
- воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность, самостоятельность).
3. Задание
[b]2). Вопросы для обсуждения:[/b]
- Кто из перечисленных педагогов занимался и занимается темой конструирования?
• Лыкова И. А.
• Гербова В. В.
• Куцакова Л. В.
• Воронкевич О. А.
• Парамонова Л. А.
Кого Вы ещё знаете?
- Какие типы конструирования выделяют в современной педагогике?
В современной педагогике принято выделять два типа конструирования:
• Техническое
• Художественное
- Назвать виды конструирования (по виду материала, который используют в детской конструктивной деятельности).
К техническому типу конструирования относятся:
• конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
• конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
• конструирование из крупногабаритных модульных блоков;
• плоскостное конструирование (из счётных палочек, Танграм, из набора геометрических фигур);
• конструирование на базе компьютерных программ;
• конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.
К художественному типу конструирования относятся:
• конструирование из бумаги, картона;
• конструирование из бросового или использованного материала (коробок, катушек и других материалов);
• конструирование из природного материала.
- Определить, к какому возрасту относятся данные основные программные задачи по конструированию (младший, средний и старший дошкольный возраст)
- Как планируется НОД по конструированию? Сколько всего занятий в год? Сколько на каждый вид по возрастам?
Проговорить, что выявлено по анализу планирования. Предложить ввести в рабочую программу учебный план по НОД.
- В чём сложности проведения НОД по конструированию из строительного материала?
В рамках нашей темы остановимся более подробно на проблемах развития технического конструирования, к которому, прежде всего, относится конструирование из деревянного строительного материала. Деревянные конструкторы активно формируют у детей начальные инженерно-конструкторские способности, умения разбираться в простейших эскизах и планировать все свои действия. Как отмечает Л. А. Парамонова «Этот вид конструирования является самым изученным, но, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов».
Что же касается более старших детей, то здесь возникают трудности различного характера:
– не все дошкольные учреждения оснащены строительными наборами на каждого ребенка соответственно возрасту. Чаще всего один и тот же набор используют и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте. Старшему дошкольнику просто не хватает нужных деталей для более сложной постройки, что снижает мотивацию к данному виду деятельности;
– сложности организации данной деятельности: в соответствии с требованиями ФГОС необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, которые подразумевают разноуровневые задания, возможность учитывать различный темп деятельности детей и в тоже время, необходимость уложиться в распорядок дня; необходимость оказывать индивидуальную помощь при проведении фронтальных мероприятий, что может способствовать снижению мотивации к деятельности у тех дошкольников, которые эту помощь ещё не получили;
– одним из самых существенных недостатков данного вида конструкторов является неустойчивость постройки и, в связи с этим, сложности её обыгрывания, что так же снижает мотивацию его использования, как у педагогов, так и у детей. Хотя, именно данное свойство позволяет отрабатывать точность движений, развивать глазомер и чувство баланса;
- к недостаткам можно отнести высокую стоимость.
4. Задание
3). Упражнение
«Знаю ли я названия геометрических фигур из детского строительного набора».
Это задание поможет педагогам в дальнейшем не путать названия объемных геометрических фигур, из которых состоят детские строительные наборы и передавать свои знания детям на занятиях и во время игр в центрах конструирования. Из «Чудесного мешочка» вынимается деталь и называется: кирпичик, брусок, кубик, полукубик, пластина, арка, цилиндр, призма…
5. Задание
4). Задания командам
- Каждой команде даётся описание двух форм конструирования. Назвать формы организации обучения дошкольников конструированию и возраст, когда проводится.
- Конструирование по образцу
- Конструирование по заданной теме
- Конструирование по моделям
- Конструирование по собственному замыслу
- Конструирование по условиям
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
- Каркасное
*Подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой.
*Сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно.
*Ребенку предлагают выполнить постройку по заданным определенным параметрам, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку.
*Детям в качестве образца предоставляют объект, скрывающий от ребёнка очертание отдельных его элементов. Этот объект дети воспроизводят из имеющегося строительного материала.
*В основе конструирования лежит подражательная деятельность.
*Сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. /
- Каждой команде даётся названия тем для конструирования. Назвать возраст, когда проводится.
Конструирование по теме
Во второй младшей группе – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т. д.
В средней группе – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т. д.
В подготовительной группе - сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолеты разные, метро, теремок по сказке и т. д.
- Каждой команде составить структуру проведения занятия по конструированию.
Структура деятельности:
• определяем замысел (что мы будем строить?)
• мотив деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?)
• выбираем подходящие материалы для конструирования (из чего будем строить?)
• создаем постройку одним из способов, предложенных педагогом (по частичному показу, модели, схеме, фотографии, описанию) или выбранным самостоятельно
• завершение работы, обыгрывание постройки и в игре анализировать ее качества (соответствие замыслу, устойчивость, функциональность, привлекательность…)
• выбираем способ презентации своей постройки.
- Одна команда составляет загадку-описание о конструкторе, другая старается отгадать.
1 Команда – загадка про ТИКО
2 Команда – загадка про конструктор Поликарпова
3 Команда – загадка про ЛЕГО
6. Актуальность проблемы (продолжение):
К достоинствам конструктора «Тико», так же, как и «Лего» можно отнести: разработанность методического обеспечения по использованию его в разных видах детской деятельности и практически во всех образовательных областях; интересное и прочное соединение деталей позволяет создавать конструкции практического назначения и использовать созданные трехмерные модели в игровой и бытовой деятельности без боязни их сломать.
Название LEGO появилось путем сложения двух датских слов - "leg" и "godt", что переводится как "хорошо играю". Если говорить об истории возникновения конструктора, то пластиковый кирпичик LEGO, который соединяется с другими подобными деталями и так хорошо знаком детям любого возраста, появился только в 1947 году. С 1958 года размер классического кирпичика LEGO с восемью шипами, расположенными в два ряда, не меняется, что позволяет использовать детали одного набора при сборке другого. Математически доказано, что из шести 8-шиповых кубиков LEGO одного цвета можно получить свыше 915 млн. комбинаций. Если равномерно распределить между жителями Земли все кубики, выпущенные компанией, то каждому достанется по 62 штуки.
7. Задание
5). Упражнение - разминка
Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей – строит что-нибудь. После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где стоит какая деталь. Исход игры (одинаковые или нет получились модели) зависит от того, как сумеет первый участник объяснить месторасположение деталей. Время разминки –2-3 минуты. Цель разминки – для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу работы объясняя второму. Для второго – не видя сконструировать то же самое. После разминки должны получиться две одинаковые модели.
Давайте посмотрим на свои работы и на работы других. 1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в парах? Да или нет? Почему? 2. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему? 3. Для тех, кто объяснял: получилось ли объяснить партнёру по команде ход своих действий? 4. Для тех, кто слушал: получилось ли правильно повторить? Не понял, что нужно делать? Не расслышал? 5. Всё получилось? Как вы думаете, почему? Для чего нужна подобная разминка. 1. Разогреться, размяться, настроиться на работу 2. Выявить умение работать в паре 3. Определения модальности (что важно – смотреть, видеть, слышать)
8. Актуальность проблемы (продолжение):
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить, и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание, оригами.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
9. Задание
6). «Творческий: архитекторы»
Каждая команда берет набор строительного материала, дополнительный бросовый и природный материал - пластиковые бутылки, бумагу разной фактуры, коробочки разного размера и предлагается тема «Замок. Башня». Каждая команда строит свой замок согласно задачам своей возрастной группы и обыгрывает постройку. Презентует для всех.
Вывод: Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
Чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.
Решение педагогического совета
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития конструктивной деятельности: пополнить в группах материалом уголки
(ответственные воспитатели, срок — в течение года);
2. Отражать в календарных планах вид конструирования и цель по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста
(ответственный—старший воспитатель, воспитатели, анализ планов — ежемесячно).
3. Провести среди детей подготовительной группы конкурс на создание построек по замыслу: «Лучший замок»
(ответственные — воспитатели подготовительной группы, срок — апрель).