Гурина Юлия Николаевна
Педагогический совет «Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в воспитании детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход педсовета:
1. Теория
Ст. воспитатель :
- Сегодня мы с вами будем говорить об организации работы с детьми с ОВЗ и детьм и инвалидами. Количество детей с ОВЗ и инвалидностью по данным Росстата неуклонно растет. Поэтому реализация права детей с ОВЗ на образование является одним из значимых аспектов государственной политики.
Нормативно-правовую базу в области образования таких детей в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
Публикация «Педагогический совет „Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в воспитании детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
• федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования);
• региональные (правительственные и ведомственные);
•муниципальные (районные);
•внутренние (уровень ДОУ).
Одним из первых международных актов, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия приняла на себя обязательства по включению всех положений в правовые нормы, регулирующих правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации. Федеральные документы Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79, закрепляющих право детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Законом «Об образовании в РФ» закреплены основные положения и понятия:
• Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Согласно основной классификации дети с ОВЗ распределяются на следующие категории: Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с нарушением интеллекта Дети с задержкой психического развития А также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
• Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
• Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; • Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
• Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов». Документом была предусмотрена разработка и принятие государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы. ФГОС ДО. Согласно положениям стандартов, реализация инклюзивного образования дает возможность улучшить перспективы детей с инвалидностью в вопросах получения навыков коммуникации, выработки поведенческих функций, налаживания взаимодействия со сверстниками, педагогами.
Портал «Образование без границ» является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида недостаточно условий для инклюзивного обучения таких детей. Так, отсутствуют учителя - дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, путем инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
В нашем ДОУ в штатном расписании имеются и медицинские работники, и узкие специалисты. К сожалению, много вакантных мест. Поэтому первое, что нужно – это стараться укомплектовать штат. Это забота не только руководителя, но и всего коллектива.
2. Результаты анкетирования педагогов
3. Итоги проделанной к педсовету работы.
4. Деловая игра
И сейчас мы немного поиграем, а в процессе игры еще раз закрепим все, что мы узнали за это время.
4.1. Аббревиатура
Расшифруй аббревиатуру
1 Дети с ОВЗ
2 Дети с ЗПР
3 АОП
4 ИОМ
5 ППк
6
4.2. Кроссворд
По горизонтали
2. Специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
4. Процесс или состояние, при котором лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, не являются социально обособленными или изолированными и участвуют во
всех видах и формах социальной жизни (в том числе и в образовании) вместе и наравне с остальными.
По вертикали
1. Своего рода посредник между педагогом и реб нком.
3. Как называется нарушения, при которых наблюдается наличие двух и более
первичных нарушений у ребенка, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с поражением мозговых структур.
4. Процесс, подразумевающий под собой увеличение степени участия («включения») всех граждан в социуме и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
5. Социальная. — процесс активного приспособления индивида к условиям
социальной среды.
5. Выступление учителя-дефектолога Бородиной И. Н.
Главными в работе с детьми с ОВЗ являются учителя-дефектологи. Дефектолог- это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.
Предоставляем слово Бородиной И. Н., которая расскажет об организации работы с детьми с нарушением зрения по социально-бытовой ориентировке.
6. Выступление Любезновой Н. В. и Пауль В. Л. «Нетрадиционные формы в работе с детьми с нарушением зрения»
Неотъемлемой частью работы с воспитанниками является взаимодействие с родителями. Все педагоги ведут эту работу, но вот эффективна ли она? Сегодня Н. В. и В. Л. расскажут нам о нетрадиционных формах работы с родителями, которые, возможно, помогут нам сделать наше сотрудничество с родителями более качественным, интересным и эффективным.
7. Мини-игра «Правда-ложь»
Сегодня о КРР в нестандартном формате: играем в "Правда или нет"
Смысл игры в тренировке остроты зрения внимания к важным деталям, часто ускользающим в суете изучения новых НПА.
10 важных фактов о коррекционно-развивающей работе по ФОП ДО, из которых 8 - правда, а 2 - ложь:
1. КРР по ФАОП охватывает только детей с ОВЗ и инвалидов, а КРР по ФОП охватывает детей всех целевых групп, не только ОВЗ.
2. К категории обучающихся с ООП относятся дети с нормативным кризисом развития.
3. Содержание КРР определяет ППк детского сада.
4. Если в детском саду нет специалистов, то КРР может осуществляется через сетевую форму реализации ОП ДО.
5. КРР включает в себя 4 направления работы: диагностика, непосредственно коррекционная работа, консультации, информационно-просветительская работа.
6. Диагностика в рамках КРР включает в себя педагогическую диагностику.
7. Формы и содержание КРР определяет детский сад.
8. КРР осуществляется в ходе специально организованных занятий со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.
9. Коррекционную помощь нельзя оказывать без согласия родителей.
10. Обучающиеся "группы риска" и обучающиеся с ООП - это разные целевые группы.
В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей.
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
Упражнение «Жизненные силы»
В заключении я предлагаю каждому из вас задать себе вопрос «Какая жизненная сила необходима Вам для работы с детьми с ОВЗ?» (написать на листочках, прикрепить)
Подведение итогов. Подвести педагогов к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам или коллега