Папки-передвижки

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве

Ирина Щепетинникова
Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова:

Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные учреждения или создание специальных групп, где дети с ОВЗ большую часть времени проводят со своими сверстниками.

Образовательное пространство – важная характеристика образовательного процесса, которая отражает основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями социального опыта, личностных смыслов.

Публикация «Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве» размещена в разделах

Ограниченные возможности здоровья - недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Общеизвестными фактами доказано, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в комплексном подходе организации пространственно-образовательного уровня.

Рассмотрим исторический опыт изучения проблемы в свете современного периода общественного развития.

Основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение, является Л. С. Выготский. Он считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималась в социальном аспекте, он указывал на то, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, особенно сложные, приходится иметь дело не только с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. «У нас обучение и воспитание… дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания… По существу нет разницы ни в воспитательном подходе к дефективному ребёнку и нормальному, ни в психологической организации их личности». В его трудах отмечалось «общность социальных целей и задач при разных формах и методах обучения» (Л. С. Выготский, 1983 г.). Он говорил, что для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности» необходимо использовать «обходные пути» с целью компенсации дефекта и культурного развития ребёнка. По мнению ученого одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребёнка должен стать коллектив. Л. С. Выготский подчёркивал превалирующую роль коллектива в процессе развития и воспитания, а также выдвигал требование насыщения коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. В тех случаях, когда коллектив отсталых детей однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным детям – лишает их возможности развития, что приводит к отягощению дефекта. Процесс социализации, приспособления ребёнка к требованиям окружающей среды, оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. Он отмечал, что широкая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Вот основные теоретические положения, выдвинутые Л. С. Выготским для разработки теории интегрированного образования:

а) роль культурно-исторического опыта, накопленного человечеством и влияющего на ход развития, воспитания и обучения ребёнка;

б) положение о возможностях ребенка, способного под воздействием обучения со стороны взрослого интегрировать опыт познавательной и коммуникативной деятельности;

в) теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка;

г) понятие о структуре дефекта (основное нарушение и сопутствующие отклонения);

д) положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей при качественном своеобразии развития умственно отсталого ребенка;

е) экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации дефекта и о преимущественной коррекции вторичных отклонений при целенаправленном воздействии специально подготовленного взрослого;

ж) понятие о комплексном коррекционно-педагогическом воздействии;

з) учение о сенситивных периодах.

Как видно, эти положения актуальны и востребованы и в настоящее время.

Интеграция в общество человека с особыми потребностями и ограниченной трудоспособностью означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая образование, наравне с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Понятие интеграция в переводе с латинского языка «интеграция»(inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения ранее разрозненных частей и элементов.

Термин интеграция впервые появился в математических трактатах ХVII века наряду с дифференциацией, обозначая строго определенную функцию. В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем.

Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко отмечали, что интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в равных областях жизни, включая образование.

Таковы теоретические подходы к осмыслению интеграции как процесса.

Публикации по теме:

Теоретические подходы к изучению взаимоотношений и общения детей раннего возраста Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребёнка в период раннего возраста, являются: овладение телом и речью, а также.

«Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»». часть 3 «Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».» часть 3. Мышечная релаксация перед сном.

Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» (часть 4) «Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». часть 4. Профилактика плоскостопия. Упражнения.

Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» (часть 7) «Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». часть 7 В основе произвольности психической.

«Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». часть 8 «Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».часть 8. Основные признаки физического нездоровья:.

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации ФГОС ДОУ Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации ФГОС ДОУ. Введение «Ребенок – зеркало семьи; как в капле.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве
Опубликовано: 9 мая 2016 в 09:14
+122Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щепетинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД