Светлана Абрамова
Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ"
Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения тематического педагогического совета "Современные походы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ"
Цель: активизировать работу педагогов по повышению профессионализма по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
Публикация «Педагогический совет „Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
-повысить теоретический и практический уровень знания педагогов о современных подходах к гражданско-патриотическому образованию ДОО;
-проанализировать уровень организации работы ДОО по гражданско-патриотическому воспитанию;
-создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми и родителями.
Форма проведения: дискуссия
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы по теме педсовета.
2. Выставка методической литературы и пособий по теме педсовета.
3. Тематический контроль и оформление аналитической справки
«Оценка работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников»
4. Разработка положения и проведение смотра-конкура воспитателей «На лучшее дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию»
Подготовка к педсовету:
Домашнее задание:
• поделиться одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с детьми по теме педсовета (любые интересные, на Ваш взгляд, формы и методы работы)
• подготовить одно или два высказывания известных педагогов прошлого и современности в печатном виде в форме белого круга листочка (не более 8 – 10 см) на тему нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников (будем помещать их на "Дерево мудрости")
• качественно подготовить свои сообщения из опыта работы партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по теме гражданско-патриотического воспитания, использовать ИКТ (по возможности)
План педсовета:
1. Вступительное слово «Актуальность по данной теме» заведующий Ф. И. О.
2. «Гражданско-патриотическое воспитание в рамках ООП» старший воспитатель Ф. И. О.
3. Дискуссия «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО» (практики организации работы с детьми и родителями по теме педсовета)
4. Проект решения педсовета.
Ход педсовета:
Ведущий (старший воспитатель):
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня мы постараемся рассмотреть и обсудить современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам помощь в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
1. Слова напутствия предоставляются заведующей ДОО – (Актуальность по данной теме)
Ведущий: спасибо вам, за слова напутствия. Далее прошу всех присутствующих поочереди продолжить фразу: «Я считаю, что гражданско-патриотическое воспитание нужно…» (передавая мини флаг России друг другу)
Ведущий: предлагаю провести интересное упражнение.
Упражнение: «Наполним душу ребёнка"
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. - А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показать сосуд) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка. Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)
- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили компоненты гражданско-патриотического воспитания детей.
Ведущий (старший воспитатель): Дискуссия
Теперь поговорим с вами о том,
- как реализуется гражданско-патриотическое воспитание у нас в ДОО?
- какие задачи ставит нам наша ООП по данному направлению?
Первое о чём хотелось бы узнать, в какой области отражается данный вопрос?
(ОО СКР, ОО ПР, ОО РР, ОО ХДР, ОО ФР)
Понятие «патриотическое воспитание начинается с 3-4 лет младшая группа.
Далее идет усложнение задач. Так ли это? (ответы воспитателей)
Скажите, пожалуйста в программе достаточно уделяется внимание данному вопросу, как вы считаете? (ответы воспитателей)
В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям.
Программа строится на принципе культуросообразности.
Принцип культуросообразности это идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека. Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, - всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…».
Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Согласно ФГОС и программы «От рождения до школы» под ред. Н. В. Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. патриотическое воспитание в ДОУ направлено на:
- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. (выдержка из программы: Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание).
Содержание работы «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» по возрастным группам чётко прописано в Программе «От рождения до школы»: везде присутствует основной аспект: Образ Я, семья, детский сад, Родная страна, но с усложнениями согласно возрасту.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.
Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.
Теперь скажите, какие классические формы работы вы знаете?
Перечислите их, а мы запишем на доске.
Например:
беседы, игры, сюжетные игры);
все виды художественной творческой деятельности;
проведение совместных тематических праздников (Масленица, Рождество, Пасха, 23 февраля, День флага и т. д.);
просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
экскурсии, целевые прогулки по городу;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Замечательно. Какие же формы работы по развитию гражданско-патриотических способностей детей будут наиболее оптимальными?
Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?
В связи с этим перед педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками, и с родителями. (Приложение1)
Прошу вас поделиться «находками» педагогической работы в данном направлении.
Обмен опытом:
Инновационные формы работы с детьми
- переписка со сверстниками из других городов;
- сказания
детская благотворительность;
музыкальные тематические вечера;
- применение фольклорных музыкальных игр: «Поясок» элемент народного костюма.
-применение игр в разных областях развития: игра «Семейных сундучок»,
игра «Палочка-выручалочка»
игра «Внимательные глазки» (см. Приложение1)
Спасибо всем за свои «находки»
Ведущий (старший воспитатель):
Продолжаем. Прежде чем работать с детьми и применять инновационные формы, каждый педагог должен быть компетентен сам. Знать и уметь многое. Верно?
Давайте, выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Упражнение «Мудрые мысли»
На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам.
Задание: надо собрать каждое высказывание в целую фразу (играет музыка).
• «Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель)
• «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон)
• «Нет места милее родного дома» (Цицерон)
• «Своя земля и в кулачке родная»
• «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать»
• «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант)
• «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Ведущий: (старший воспитатель, итак, мы все единогласно знаем, что первые учителя у ребенка — это родители. Как же обстоят дела у нас при взаимодействии с семьями воспитанников? Прошу вас поделиться опытом по данному вопросу, какие формы работы вы используете, какие методы и приёмы применяете в работе с родителями?
Обмен опытом:
Вывод:
Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды». Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова известных и неизвестных педагогов, психологов.
Предлагаю всем нам вместе создать «ДЕРЕВО МУДРОСТИ»
Дерево у нас уже есть необходимо взрасти на нём великие мудрые высказывания. Предлагаю, зачитать подготовленные высказывания на тему нравственно-патриотического воспитания и поместить их на наше «Дерево мудрости». Если будут повторы все равно их зачитываем и прикрепляем.
Ведущий (старший воспитатель): то, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
1. Увлечённость своей профессией;
2. Профессиональное мастерство;
3. Педагогическая грамотность;
4. Активная жизненная позиция;
5. Высокие патриотические качества и чувства
– вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Проект решения педсовета:
1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению. Сроки. Постоянно
2. Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края. Сроки. Постоянно
3. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с программными и возрастными требованиями. Сроки. Постоянно
4. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Сроки. Постоянно
5. Подобрать музыкальные произведения для слушания и разучивания для возрастных групп ДОО
Ответственные: муз. руководители. Срок: август 2023 г.
Упражнение «Дополним душу педагога»
Перед вами сосуд с камнями, на минутку представим, что это необходимые качества и чувства педагогов, которыми должен обладать каждый из нас. Давайте сделаем следующее, возьмём себе, то качество или чувство, в котором чувствуем дефицит, и пусть он в нас останется навсегда и еще и разовьётся в нас. Итак, я начинаю, например,:
Толерантное отношение к людям (терпимость, снисходительность к людям);
Эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние любого человека.) эмоциональная отзывчивость
Интеллигентность (обаяние, духовность)
Доминантность (деловитость, склонность умение вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить)
Умения быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и высказываниях.
Милосердие
Идейность
Гражданственность
Рефлексия:
Упражнение «Неоконченное предложение»
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам закончить предложения: Сегодняшний педсовет помог мне убедиться…
В ходе педсовета мне было…
Для меня сегодняшний педсовет …
Спасибо Вам за внимание! Удачи вам! Приложение 1
Игра «Палочка-выручалочка»
Правила: Встаньте в круг и вспомните ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение, и т. д. Вот у меня в руках "палочка - выручалочка".
Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка-выручалочка, помогай! Из беды выручай!». Если кто из вас, знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку, и я даю палочку-выручалочку. (А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь, вы сами прикасаетесь Палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказываете детям, как можно выручить друга из беды.)
Игра «Поясок– элемент народного костюма»
История игры: Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками.
Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины-кожаный. Пояс был предметом не только престижным, но и охранительным. Ходить без пояса было грешно, как и без креста. Более того, во многих староверческих согласиях сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку. Такой пояс дается ребенку при крещении и заменяется по мере его изнашивания.
Команде (4 чел) раздают по три ленточки.
Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Многие снимали пояса только в бане. Пояс считался неким оберегом даже от нечистой силы. По представлениям староверов Урала, нечисть, стремящаяся отвлечь человека от молитвы или толкнуть на грех, заигрывается кистями пояса (либо пересчитывает его нити, забывая о том, зачем приступила к человеку.
Задание: пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Игра «Семейный сундучок»
Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Участники поочередно достают предметы и предлагают предположить участникам о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Участники вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
большая красивая книга русских народных сказок;
альбом и краски; букварь;
шоколад, конфеты;
собачка; игрушки бабушек и дедушек;
старинные семейные фотографии;
картинки с изображением орденов и медалей;
кукла, одетая в военную форму; пилотка;
кулинарная книга; спортивные атрибуты; перчаточные куклы для кукольного театра.
Игра: «Скажи пословицу по-русски»
С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок…
С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
На листочках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаю их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите русский аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу - кобыле легче»;
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финск.) – «Язык до Киева доведёт»;
«Тот, кто спит с собаками, проснется с блохами» - «С кем поведёшься, от того и наберёшься»;
«Поступки говорят громче, чем дела»- «Не по словам судят, а по делам»;
«Любое начало тяжело» (немец.) - «Первый блин комом»;
«Без ученья нет и уменья» (вьетнам.) - «Ученье - свет, не ученье – тьма».
Игра «Внимательные глазки».
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:
• Опишите герб России.
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
• Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)
• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)