Краснова Мария
Педагогический проект «Выходные с пользой» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учиться познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведении.
Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств.
Публикация «Педагогический проект „Выходные с пользой“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения.
Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно темным, витрины магазинов — особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю — с серыми дождями.
А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Паспорт проекта
Наименование проекта Педагогический проект
«Выходные с пользой»
Организация заявитель
Адрес МДОУ «Детский сад №79»
430017, Республика Мордовия, г. Саранск,
ул. Пушкина, д. 6
тел. 73-00-20
Разработчики проекта Воспитатель :
Краснова Мария Николаевна
Цель проекта Укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста
Задачи проекта • проконсультировать родителей о практических навыках сохранения и укрепления здоровья детей
• подобрать консультационный и дидактический материалы (картотека игр дома)
• организовать работу с родителями по планированию и проведению выходного дня с пользой для физического и психического здоровья детей.
Срок реализации Сентябрь-май
• формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей
• создание новых форм проведения выходного дня
• приобретение родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации двигательно-игровой деятельности с ребенком дома
• устойчивое желание у родителей уделять своему ребенку больше внимания
• активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по укрепление и сохранению психического и физического здоровья детей.
Трансляция проекта Информация на сайт ДОО
Рано утром солнышко
Глянуло в окошко.
Солнце лучик убери.
Рано очень. Не буди.
Ведь сегодня день такой,
День сегодня – выходной.
Мама с папой крепко спят,
На работу не спешат.
Мне не надо в детский сад,
Там сегодня нет ребят.
Все сегодня выходные.
Все ленивые такие!
Актуальность
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
После проведения анкетирования родителей и опрашивания детей, чем они занимались в выходные дни, я выяснила, что в основном они смотрели мультфильмы и играли в компьютер. Такое времяпрепровождение детей меня встревожило, и я решила провести беседу с родителями о том, как можно провести выходные с пользой для ребенка. В результате беседы оказалось, что многие родители не знают, как это сделать правильно, как с пользой провести выходной день с детьми.
Таким образом, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме совместного отдыха, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, был разработан проект «Выходные с пользой».
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА
Научная новизна проекта определяется тем, что использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• доступность материала для детей младшего дошкольного возраста
• максимальная включенность родителей
• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома.
Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования метод проектирования позволил изменить :
• стиль работы с детьми,
• повысить детскую самостоятельность,
• активность, любознательность,
• вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста
Задачи проекта :
• проконсультировать родителей о практических навыках сохранения и укрепления здоровья детей
• подобрать консультационный и дидактический материалы (картотека игр дома)
• организовать работу с родителями по планированию и проведению выходного дня с пользой для физического и психического здоровья детей.
ГИПОТЕЗА
Привлечь внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, решение целей и задач по развитию личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных и творческих способностей, посредством метода проектов. Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
1. Подготовительный
Цель: самосовершенствование по данной теме.
1. Изучить передовой опыт по данной теме.
2. Анкетирование родителей.
3. Разработка проекта.
4. Планирование работы с родителями по проекту.
Собрать
необходимый материал для работы в данном направлении Сентябрь-Ноябрь
1. Основной
Цель: реализация проекта в образовательную практику
1. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстрированный и видеоматериал.
2. Планирование и использование различных форм работы при работе по данной теме.
3. Работа с родителями. Формирование устойчивого желания у родителей уделять своему ребенку больше внимания.
Декабрь-Май
1. Заключительный
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
1. Презентация проекта
«Выходные с пользой»
2. Фоторепортаж
«Выходные с пользой»
3. Подведение итогов.
4. Анализ результатов и выводы.
Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе. Май
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Заведующая ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.
• Старший воспитатель – координация проекта
• Воспитатель второй младшей группы – реализация проекта
• Дети дошкольного возраста – участники проекта
• Родители – участие и помощь в реализации проекта
• • Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители) – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально - техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература
• Методическая литература
• Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
• Конспекты занятий и бесед.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
• Формирование у дошкольников основ укрепления и сохранения здоровья.
• Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
• Овладение детьми элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.
На уровне педагога :
• Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
• Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОО и семье.
На уровне родителей воспитанников:
• приобретение родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации двигательно-игровой деятельности с ребенком дома
На уровне предметно-пространственной среды:
• Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки, нарушением речи. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сентябрь-Ноябрь
Направление работы Формы работы
Взаимодействие с детьми Творческая деятельность: Оформление родительского информационно-наглядного уголка
«Выходные с пользой».
Индивидуальная беседа: «Как заинтересовать ребенка?»
Стихи и рассказы про птиц: Птицы зимующие и перелётные. ъ
Беседы с детьми: «Прогулки в парк, зоопарк, лес, цирк, музей», «Правила поведения в общественных местах и на природе»
Моделирование ситуации: «Я в музее», «Чего нельзя делать в зоопарке», «Прогулка в парк», «Экскурсия в зоопарк».
Стихи и рассказы про диких и домашних животных, кого можно встретить в зоопарке.
Рисование: «Осенний художник» (совместно с родителями)
Слушание: «Звуки природы», «Голоса животных»
Взаимодействие с педагогами Консультация «Прогулка осенью с ребенком»
Создание картотеки : «Игры на улице».
Консультация «Как провести выходной день с пользой для ребенка».
Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей: «Где и как вы гуляете с детьми?
Разработка памятки: «Выходной с пользой»
Изготовление нестандартного оборудования для оздоровительного уголка из бросового материала.
Декабрь – февраль
Взаимодействие с детьми Рассматривание иллюстраций о лесе, о цирке, музее, зоопарке.
Проведение игр с нестандартным оборудованием: «Наряди солнышко», «Забывчивый художник» «Найди отличия», «Что изменилось, «Мозаика», «Сложи квадрат», «Головоломка Никитина», «Основы конструирования. Игра 3 кубика»,
Фотоконкурс: «Зимняя сказка глазами детей» (совместно с родителями).
Конкурс: «Новогодняя игрушка».
Рассказы детей – впечатления : после посещений музея, зоопарка, кукольного театра, цирка, о походе в лес, на рыбалку.
Взаимодействие с педагогами Консультация «Профилактика простудных заболеваний»
Взаимодействие с родителями Изготовление театра вязаной и сшитой игрушки (по сказке «Теремок», «Репка», театра из бросового материала (проиллюстрировать в фотографиях инсценировку данных сказок.)
Совместный лыжный поход в лесопарк.
Март-Май
Взаимодействие с детьми
Драматизация: «Теремок», «Репка» (театр вязанной и сшитой игрушки, с использованием театра из бросового материала (по желанию детей).
П/ и: «Лови, бросай, кати. Развивающие игры с мячом» («Свечки»,»Хватки»,. «Тик-так»,. «Передачи», «Мяч вдогонку», «Охотники и зайцы»,»Стой!».
Творческий рассказ подведение итогов «Как мы отдыхали в детском парке «им. А. Пушкина»».
Взаимодействие с педагогами Создание фотоальбома «Места отдыха жителей г. Саранск».
Взаимодействие с родителями Сходить: в парк, в лес, на рыбалку. (Фотоальбом «Выходные с пользой»)
«Спортивный праздник, посвященный Международному Дню семьи»
Научно-методическое обеспечение проекта
Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
• Устав МДОУ «Детский сад № 79»
• Закон «Об образовании в Республике Мордовия» от 8 августа 2013 г. №53-З (в редакции Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З)
Теоретические концепции
• Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
• Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида - игры) для развития ребёнка.
• Теория Л. А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
Методическое оснащение:
• Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №79»
• Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.
• Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
• Методика коррекции зрения В. Ф. Базарного.
• Методика игрового обучения С. и Е. Железновых.
• Аэрофитотерапия по Ю. В. Акимову и И. Ф. Остапчук.
• Фитотерапия по Н. И. Куракову.
• Закаливание водой, воздухом и солнцем, по методикам Г. Н. Сперанского, Ю. Ф. Змановского, Р. П. Нарцисова, С. В. Хрущева.
• Психогимнастические этюды по М. И. Чистяковой.
• Коммуникативные игры по К. Орфу, В. А. Жилину, Е. В. Рыбак.
• Музыкотерапия по И. Р. Тарханову, М. Я. Мудрову, О. В. Машкову.
• Цветотерапия по В. М. Бехтереву, Э. М. Гейлу, Э. Д. Бэббиту.