Наталья Козлова
Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Педагогический проект
«ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся»
Для детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья)
нарушение речи
Авторы:
учитель-логопед
Бызова Е. Н.
Воспитатель
Козлова Н. Г.
г. Энгельс 2019г.
Публикация «Педагогический проект „Тризом увлекаемся, играя, развиваемся“ для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об-разования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной про-граммы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосы-лок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникатив-ных навыков и другие качества личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.
Современное законодательство (Закон об образовании РФ и ФГОС) закладывает основы компетентного подхода к работе с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном детстве у детей возникает множество вопросов:
- Где живет эхо?
- Почему небо голубое?
- Кто раскрасил радугу?
- Что такое вулкан?
- Откуда прилетает ветер?
И множество других.
Не каждый родитель может ответить на все вопросы своих маленьких поче-мучек, объяснить причину того или иного явления. Решение этой задачи может взять на себя дошкольное учреждение.
В связи с этим в современном дошкольном образовании идет активное внедрение различных инновационных технологий, позволяющих эффективно ре-шать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих де-тей с минимальными временными затратами.
Нами сделана попытка активизировать процесс становления интеллектуальных функций маленького ребенка.
Что же такое интеллект и можем ли мы влиять на его развитие в дошколь-ном возрасте?
Термин «интеллект» имеет синонимическую пару, и она звучит как «пони-мание». Это значит, что человек может быстро схватывать смысл чего-то и этим оперировать. Интеллект – это качество психики, состоящее из способности адап-тироваться к новым ситуациям, обучаться на основе опыта, понимания и приме-нения абстрактных моделей. Т. о., интеллект – это общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности че-ловека: восприятие, память, представления, мышление, воображение.
Общеизвестно, что интеллект как способность обычно реализуется при по-мощи других способностей: познавать, обучаться, мыслить логически, системати-зировать информацию, определять границы ее применимости (классифициро-вать, находить закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной.
Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушением речи – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Каждый ребёнок с ОВЗ индивидуален, поэтому нами создавались различ-ные дидактические игры, которые активизировали аналитико-синтетическую дея-тельность детей, отдельно влияли на развитие памяти и воображения. Но такого материала было недостаточно.
Для успешного решения данной проблемы мы обратились к технологии ТРИЗ, которая комплексно воздействует на интеллект подрастающего поколения, и позволяет решить множество поставленных перед нами задач. Эти технологии, разработаны творческим коллективом г. Ульяновска. Они базируются на общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач, и методах развития творческого воображения, которые результативно зарекомендовали се-бя как эффективное средство решения проблем. При работе с ними, по мнению авторов, нужно особым образом организовать интеллектуальную деятельность, учитывая следующие компоненты:
• - использование модели «объект-имя признака - значение имени при-знака»;
• - активизация воображения, основанного на изменении значений при-знаков;
• - анализ взаимосвязи признаков (если изменилось одно значение при-знака, то меняется другое);
• - организация мысленного эксперимента на основе имеющихся зна-ний.
Сначала Мы испытывали много трудностей, в связи с тем, что у детей с ОВЗ снижена концентрация внимания, память, у многих процесс воображения никак не проявлялся. А также у них имеются недостатки в развитии связной речи – умении строить предложения и объединять их в общий рассказ. Но, все-таки, нам удалось заинтересовать детей дидактическими играми, основанными на тех-нологии ТРИЗ.
Объект: Воспитанники группы старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза: Влияние технологии ТРИЗ на развитие интеллекта старших до-школьников с ОВЗ.
Вид проекта: творческий (игровой)
Цель проекта: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошколь-ного возраста посредством ТРИЗ технологии.
Задачи проекта:
1. Систематизация имеющихся знаний детей. Отработка умений само-стоятельно достраивать и свободно использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.
2. Развитие творческого воображения.
3. Стимулирование детской любознательности и инициативности.
4. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды для максимального развития интеллектуально-творческого потенци-ала каждого ребенка.
5. Привлечение родителей как единомышленников к совместной дея-тельности.
6. Обоснование эффективности использования ТРИЗ технологии в ум-ственном воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Срок реализации проекта: долгосрочный с 1.09.2018г. - по 28.02.2019г.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Позна-ние», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Продукты проектной деятельности:
• Тренинги по признакам;
• Д\и «Да-нетка»;
• Д\и «Вопросы»;
• Круги Луллия;
• Д\и «Волшебники»;
• «Морфологическая таблица»;
• «Системный оператор»…
Формы организации проекта:
• НОД (непосредственная образовательная деятельность)
• Самостоятельная деятельность детей
• Иос (игровая обучающая ситуация)
• Консультации для родителей: «Что такое ТРИЗ?»; «Сочиняем при помощи таблицы»
Ожидаемый результат:
• Активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников.
• Решение задач, не считая полученное решение, единственно вер-ным, умение оценивать свои идеи с точки зрения идеального ко-нечного результата (экономии времени и средств).
• Творческая личность, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать, а из решения ставит новые зада-чи.
• Умение рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
• Интенсивно развивается вид мышления: словесно-логический, от-влеченное мышление.
• Владение приемами логического мышления, такими как сравне-ние, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечени-ем от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.
Актуальность
У детей с нарушениями речи дисгармония мотивационно - потребностной сфе-ры: они имеют достаточно правильное представление о характере предстоящей учебной деятельности, однако, эти знания не являются для них побуждающими.
Недостаточность сформированности языковых средств и речевое недоразвитие обуславливает отсутствие положительного эмоционального отношения к выпол-няемой деятельности.
У детей отсутствует способность к адекватной оценке результатов своей деятель-ности.
В свою очередь родители не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, дефекты произношения некоторых звуков, только нескольких мам волнует недо-развитие лексико–грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов они относят к воз-растным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана, не владеют игровыми приемами работы с детьми.
Поэтому данная технология обеспечивает высокую педагогическую эффектив-ность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем и проявление иссле-довательского поведения, а для этого оптимальным условием является использо-вание творческих задач в технологии ТРИЗ. Что гарантированно способствует формированию коммуникативно-речевых умений детей, развитию их познава-тельных способностей. Использование игр и упражнений ТРИЗ технологии помогло усилить эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта.
Воспитание современного ребёнка и его интеллектуальных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в совре-менных условиях, поскольку любой стране нужны личности, которые смогут из-менить будущее России. А для этого стране нужны люди, владеющие способами инженерного мышления.
Аннотация
Проект «ТРИЗом увлекаемся, Играя, развиваемся»»
освещает работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи в дошкольном учреждении. Данный проект направлен на обо-гащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. В условиях реализации проекта особое внимание уделяется знакомству детей с элементами технологии ТРИЗ через ди-дактические игры, что способствует развитию их интеллектуального развития. Этот проект содержит основную работу по формированию системного мышле-ния, примененную в образовательных областях, а главное, в повседневной жизни самого ребенка, в котором принимают участие родители, дети, воспитатель дан-ной группы и учитель-логопед.
В проекте много интересного, обучающего для детей: составление расска-зов, дидактические игры, практическая работа совместно с родителями и детьми, оформление предметно-развивающего пространства совместно с родителями группы. Работа проводится на занятиях, и в основном в свободной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Работа педагогов
• Проведение мониторинга по выявлению интеллектуального уровня до-школьников;
• Подготовка дидактического материала;
• Составление перспективного плана.
Работа с детьми
• Ознакомление с новыми технологиями;
• Совместное изготовление атрибутов к дидактическим играм.
Взаимодействие с родителями
• Привлечение родителей к проекту;
• Мастер-класс для родителей дидактическая игра «Да-нетка».
2. Основной этап
• Цикл занятий согласно перспективному плану;
• Проведение дидактических игр.
3. Заключительный
• Подведение итогов работы над проектом;
• Анкетирование родителей;
• Сравнительная диагностика детей;
• Презентация проекта.
План реализации проекта
Подготовительный этап
№ п\п Мероприятия Цель Участники
1. Первичный мониторинг Выявление интеллектуаль-ного уровня детей Дети груп-пы
2. Подбор материала Систематизация подо-бранного материала Воспитатель
Учитель-логопед
3. Составление перспективного плана Повышение интеллекту-ального уровня старших дошкольников Воспита-тель
Учитель-логопед
4. Взаимодействие с родителя-ми, направленное на реали-зацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатель
Учитель-логопед ро-дители
Основной этап
1. Цикл занятий Формировать навыки ис-следовательской деятель-ности. Развивать способ-ности самостоятельно по-лучать недостающую для решения проблем инфор-мацию. Воспитатель
Учитель-логопед де-ти
2. Дидактические игры Развитие логического мышления Воспитатель
Учитель-логопед де-ти
Заключительный этап
1. Картотека игр по формиро-ванию интеллектуальных способностей у дошкольни-ка Повышение компетентно-сти педагогов Воспитатель
Учитель-логопед
2. Анкетирование родителей ««Отношение родителей к интеллектуальному разви-тию своего ребенка». Повышение педагогиче-ской культуры родителей по
вопросу интеллектуально-го развития ребенка
Воспитатель
Учитель-логопед
3. Сравнительная диагностика детей Выявление уровня интел-лектуального развития де-тей Воспитатель
Учитель-логопед
4. Презентация проекта Закрепление и обобщение пройденного материала Дети
Группа: логопедическая №6
Возраст: 6 – 7 лет
Дата: 05.09.2018г. Диагностическая карта умственного развития детей 6-7 лет с ОВЗ
№
п/п Познавательное развитие Речевое развитие Социализация/
коммуникация Итого
Критерии
Проявляет познава-тельный интерес в организо-ванной дея-тельности, ищет спо-собы определе-ния свойств незнакомых предметов Владеет навыками поисково-исследо-ватель-ской дея-тельно-стью Знания и пред-ставле-ния об объек-тах и явлени-ях окру-жающе-го мира Умение выде-лять сход-ства и отличия меду груп-пами пред-метов Грамма-ти-че-ский строй ре-чи Слово-из-ме-не-ние, слово-об-ра-зо-ва-ние Связная речь Име-ет пред-по-чте-ние в игре, мо-жет обос-но-вать свой вы-бор. Дого-вари-вается и при-нимает роль в игре со сверстника-ми, со-блюда-ет ро-левое пове-дение, обога-щает сюжет. Оцени-вает свои возмож-ности, соблю-дает правила и пре-одоле-вает трудно-сти в играх, моет объяс-нить правила игры
Фамилия Имя ребенка
1 Волкова Дарья 2 1 2 1 3 1 3 2 1 1 1,7
2 Жигульский Мирон 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1,4
3 Дзюбан Анастасия 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2 1,9
4 Дукич Яна 1 1 1 1 2 2 3 1 2 2 1,6
5 Лядев Иван 1 1 2 1 3 2 3 1 2 1 1,7
6 Тимофеева Арина 2 1 1 1 3 2 3 2 2 2 1,9
7 Тихонов Тимофей 1 1 1 1 2 2 3 2 2 2 1,7
8 Усанова Валерия 1 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2,1
9 Цыбиногин Лёша 2 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2,2
10 Шамонин Артем 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1,3
11 Широков Артем 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1,5
Высокий уровень - 5; выше среднего - 4; средний – 3; ниже среднего – 2; низкий уровень – 1
Перспективный план
Месяц
Название игры
Цель
Сентябрь «Ромашка». Добиваться умению выделять признаки объектов.
«На что похоже» Стремиться называть объекты в соответствии с тем или иным при-знаком.
«Горки» Стараться развивать словесно-логическое мышление через нахож-дение общей надсистемы.
«Хорошо - плохо».
Добиваться умению выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
«Назови части».
Дать понятие о том, что объекты состоят из частей. Учить детей вы-делять и называть части объектов.
Октябрь «Что умеет делать?»
Продолжать формировать умения выявлять функции объекта.
«Раньше-позже»
Подвести к пониманию выстраивания логической цепочки дей-ствий. - Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера".
«Выбери признак, который есть у дру-гих объектов» Способствовать умению выделять характерные и специфичные зна-чения признаков объекта.
«Загадочный ков-рик» Формирование мыслительных операций диалектического характера.
«Я назову признак, а вы перечислите его значения».
Подвести к овладению, подбирать разные значения одному призна-ку.
Ноябрь «Сравни разных зве-рей»
Добиваться умения сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
«Дразнилка»
Подвести к овладению, подбирать рифмующиеся между собой сло-ва и словосочетания с помощью суффиксов.
«Рассказ из слова» Установление причинно-следственной связи между словами.
Новая сказка» (круги Луллия)
Закреплять знание текстов знакомых сказок. Стараться изменять текст сказки, в зависимости от введения новых объектов.
«Сказка-калька».
Формировать фонематические представления. По возможности вла-деть символическому моделированию сказок.
Декабрь «Горки» (системный подход)
Упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.
«Системный лифт»
Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалек-тическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объек-та.
«Природа и человек»
Закрепить знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа. Продолжать знакомить детей с объектами, созданными природой и человеком.
«Чем был - чем
стал»
Стремиться определять линии развития объекта. Развивать логиче-ское
мышление, речь
«Сочиняем сказку»
Содействовать усвоению, объединять героев по заданному призна-ку.
Январь «Доскажи словечко»
Совершенствовать умение подбирать рифмующиеся слова.
«Склад-не склад» Подвести к овладению, подбирать рифму к заданному слову.
«Запутанные слова» Совершенствование умения выполнять буквенный анализ и синтез слов.
«Сочиним стишок и его запишем» Добиваться умения составлять рифмованный текст и записывать его схемами.
«Что было, что будет?»
Стремиться к умению представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом
Февраль «Дорисуй, что я заду-мал»
Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним со-здавать изображение всего предмета.
«Колобок»
Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам.
«Лифт» Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и в то же время является частью другой, более сложной системы.
«Часики»
Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
«Маяк-спасатель»
Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.
"Задай вопрос» Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.