Марина Пантелеева
Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни. Проект раскрывает эффективные формы работы по становлению у детей ценностей здорового образа жизни и овладе-нию его элементарными нормами и правилами, которые основываются на формах совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей).
Идея проекта:
Приобщение детей к здоровому образу жизни в тесном сотрудничестве с семьей.
Публикация «Педагогический проект „Мы здоровыми растем“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Цель:
Сформировать у детей среднего дошкольного возраста понимание необходимости забо-титься о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
Задачи:
• Способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.
• Расширить представления детей о составляющих здорового образа жизни; (движение и фи-зические упражнения, правильное питание, сон, режим дня, закаливание, гигиенические процедуры, прогулки на свежем воздухе)
• Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья до-школьников.
• Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
• Заинтересовать родителей в соблюдении здорового образа жизни в семье.
• Обогатить практический опыт и отработку навыков в проектировании педагогической деятельности.
• Совершенствовать качество работы педагогов при взаимодействии с родителями.
Тип проекта:
педагогический, практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
Дети приобретут представление о своем теле и организме;
Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;
Сформируются элементарные навыки ведения здорового образа жизни;
Снизится уровень заболеваемости детей.
У родителей повысится интерес к вопросам ЗОЖ детей.
Возрастет активная позиция родителей в совместной деятельности с детьми.
Родители откажутся от вредных привычек в пользу здоровья детей.
Родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Педагоги приобретут практический опыт в проектировании педагогической деятельности
Пополнится картотека игр, игровых пособий, альбомов и презентаций по ЗОЖ, предметная среда пополнится спортивным оборудованием, сделанным из бросового материала.
Этапы реализации проекта.
Предпроектное исследование: анкетирование родителей, мониторинг заболеваемости детей и сформированности знаний о ЗОЖ, изучение теоретической и методической литературы.
Разработка проекта:
- подбор здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий (игровых, технологии индивидуального обучения и технологии индивидуально - дифференцированного подхода, педагогики сотрудничества, технологии просвещения в области ЗОЖ и педагогических мастерских);
- пополнение и расширение здоровьесберегающей среды группы, подбор познавательной и худо-жественной литературы, подбор материала для оформления уголка здоровья для родителей;
- составление плана реализации проекта, разработка технологии дифференцированного взаимо-действия, учитывающей последовательность включения родителей в образовательный процесс.
Организационные формы работы с детьми и родителями
Совместная деятельность с детьми
Ситуативные разговоры
Решение проблемных ситуаций
Беседы
Опытно - экспериментальная деятельность
Рассматривание плакатов, аль-бомов, книг о строении организ-ма, спорте, ЗОЖ.
Просмотр фильмов, слайдовых презентаций (ИКТ)
Слушание релаксационной му-зыки
Отгадывание загадок, разучива-ние пословиц и поговорок о здо-ровье, стихотворений, песен.
Прогулки по «тропе Здоровья»
Экскурсии
Изготовление коллажей
Разработка правил ЗОЖ
Игры: драматизации, этюды, ре-чевые, дидактические, подвиж-ные, хороводные
Викторины
Развлечения
День, неделя здоровья
Спортивные досуги
Продуктивная деятельность
Коллекционирование
Игры-тренинги
Моделирование
Участие в экологических акциях
Моделирование ситуации
Интервьюирование
Участие в конкурсах
Участие в агитбригадах по пропаганде ЗОЖ
Взаимодействие с родителями:
-Анкетирование
-Беседы – консультации
-Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
-Организация утреннего флешмо-ба с детьми
-Совместные прогулки в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов)
-Совместные посещения спортив-ных и культурных сооружений в выходной день (с участием роди-телей, детей и педагогов)
-Организация и постановка семей-ного театра здоровья
-Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникаю-щим вопросам, обмен информа-цией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельно-сти детей в саду).
-Мастер – классы
-НОД с участием родителей
-Почтовый ящик для родительских вопросов
-Круглый стол
-Просмотр презентаций о здоровь-есберегающих технологиях работы с детьми в группе
-Папки-передвижки
-Рекомендации
-Буклеты
Центр здоровья (материал по валеологии: книги, альбомы, атласы, журналы, д/игры, модели, картотека игр по ЗОЖ, пальчиковых игр. Литератур-но-игровой журнал «Лу-чики здоровья»)
Центр науки (оборудование для исследователь-ской деятельности, моде-ли, схемы)
Центр спорта (оборудование для развития двигательной активности детей: спортивный инвен-тарь, детские массажеры, корригирующие дорожки, картотека подвижных игр, атрибуты к подвиж-ным играм)
Центр творчества
Центр игры (атрибуты к играм «Больница», «По-ликлиника», «Аптека»)
Стена осанки
Уголок «Здоровья» для родителей
Стенд «Доктор советует»
Основной этап.
План реализации проекта
Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, перед каждым приемом пищи - пищеварительная гимнастика, гимнастика для глаз и дыхания, пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Проведение закаливающих мероприятий, упражнений направленных на профилактику плоскостопия, осанки, полоскание рта после приема пищи, с целью профилактики кариеса. Динамические паузы во время НОД. Соблюдение режима проветривания группы и питьевого режима. Активные подвижные игры на улице.
Месяц
Сентябрь
Тема, цель
Мониторинг
Цель: анализ заболеваемости детей группы, сформированности представлений у детей о ЗОЖ.
Анкетирование ро-дителей.
Цель: Помочь родителям оценить свой образ жизни, осознать ценность здоровья.
Совместная деятельность с детьми
Беседы по теме ЗОЖ
Взаимодействие с родителями
Организовать анкетирование родителей по те-ме: “ Здоровый образ жизни в семье”
Знакомство с планом реализации проекта, утверждение, с учетом по-желаний родителей.
Создание информационного уголка здоровья для родителей:
- почтовый ящик для родительских вопросов;
- папки «Энциклопедия здоровья» для родите-лей;
- стенда «Доктор совету-ет»;
- папок-передвижек.
Презентация для родителей уголка здоровья
Октябрь
Тема
Я и мое тело
Цель: Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.
Совместная деятельность с детьми
НОД: Я и мое тело.
Беседы: «Что значит быть здоровым?», «Мои помощники-органы чувств», «Наши верные друзья» (о составляющих ЗОЖ)
Составление рассказов «Как мы провели выходной день»
Показ презентации: «Что такое ЗОЖ?»
Проблемная ситуация: «Незнайка вялый, бледный и худой, как ему помочь?»
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Составь целое», «Наши эмоции», «Человек-части тела»
Игра-этюд «Утро начинается…»
Сюжетно-ролевая игра: Поликлиника; Ут-ренняя зарядка для всей семьи.
Чтение правил здоровьесбережения из журнала «Лучики здоровья»
Интервью: «Ты - человек» (какие органы чувств у тебя есть? Зачем они)
Рассматривание плаката «Строение тела человека», энциклопедии «Человек»
Разгадывание загадок о частях тела и орга-нах чувств.
Игра-эксперимент: «Наши помощники» (органы чувств, Что я могу? (части тела и их возможности)
Продуктивная деятельность: рисование «Мой портрет», аппликация «Мальчики и девочки», лепка «Мы гуляем на прогул-ке»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Перелет птиц», «Под-брось-поймай»; тренажеры: балансир, подвижный диск здоровья.
Взаимодействие с родителями
Памятка «Кодекс здоровой семьи»
Совместная прогулка в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов). Мастер –класс для родителей по организации прогулки. Место проведения: городской парк, площадь на ул. Мира.
Мастер – класс по изготовлению кинетического песка.
Показ презентации для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникающим вопросам, об-мен информацией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельности детей в саду).
-Участие в выставке поделок из природного материала «Чудеса с гряд-ки»
Ноябрь
Прогулка. Спорт
Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упраж-нений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Совместная деятельность с детьми
Беседы: «Что такое осанка?», «Спорт - это сила и здоровье», «Для чего нужно делать зарядку?», «Двигайся больше -проживешь дольше»
Показ презентации: «Правила поведения на прогулке», «Виды спорта»
Проблемная ситуация: «Почему у Незнайки замерзли руки?»
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Найди пару», «Алгоритм одевания на прогулку», «Что для чего?» (спорт. инвентарь, «Мяч в ворота» (на дыхание)
Сюжетно-ролевая игра: «Кукла на прогул-ке», «Тренировка», «Цирк»
Чтение: К. Чуковский «Скрюченная песен-ка», Т. Шорыгина «Зарядка и простуда», С. Маршак «Мяч», А. Усачев «Футбольный мяч»
Рассматривание картинок «Виды спорта», «Спортивный инвентарь»
Разгадывание загадок о видах спорта
Составление рассказа «Незабываемый выходной день»
Коллекционирование: разные виды мячей
Продуктивная деятельность: рисование «Спортивный инвентарь», лепка «Я делаю зарядку»
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни!» (выступление перед детьми средних групп)
Подвижные игры: «По дорожке на одной ножке», «Сбей кеглю», «Мыши в кладо-вой», «Наседка и цыплята». Обучение детей играм с мячом.
С родителями
Утренний флешмоб с детьми.
Рекомендация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»
Консультация «Осанка, как ее сохранить»
Посещение НОД по физкультуре.
Совместное посещение развлекательного центра «Акуна Матата» в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов). Досуг «Вечер дружной семьи». Игры-забавы.
Спортивное развлечение ко Дню матери «Вместе с мамой веселее»
Фоторепортаж «Мы и спорт»
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Акция «Подарим детям мяч»
Буклет «Игра - отличный способ проведения досуга»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникающим вопросам, об-мен информацией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельности детей в саду).
Декабрь
Питание. Витамины
Цель: Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах
Совместная деятельность с детьми
НОД: игра-путешествие «Где живут вита-мины»
Беседы: «О роли питания для здоровья», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Показ презентации: «Правильно питаешь-ся – здоровья набираешься»
Игровая ситуация: «Вини Пух в гостях у Кролика»
Дидактические игры: «Правила питания», «Режим питания», «Угадай на вкус», «Вершки и корешки», «Полезно-вредно»
Игра-этюд «Варим кашу»
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «При-готовим обед»
Подвижные игры: «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Котята и щенята», «Олени и пастух», «Заморожу». Обучение детей движениям на танцующем коврике.
Чтение: Л. Зильберг «Витамины», Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Составление рассказа на тему «Как мы ходили на стадион»
Конструирование: «Стадион»
Рассматривание книг: «О вкусной и здоровой пище», «Рецепты салатов»
Продуктивная деятельность: Коллаж «Где живут витамины», рисование и лепка фруктов и овощей.
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни!» (выступление перед детьми старших групп)
С родителями
Утренний флешмоб с детьми.
Буклет «Питание для бодрости духа»
Совместное посещение стадиона в 1 микрорайоне, в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов). Игры с детьми.
Оформление книги рецептов полезных блюд
Практикум по питанию в ДОУ
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникающим вопросам, об-мен информацией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельности детей в саду).
Акция «Елочка - живая иголочка»
Январь
Сон. Режим дня
Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни; Расширять представления о важности для здоровья сна, соблюдения режима дня.
Совместная деятельность детьми
Беседы: «Мы порядком дорожим - соблюдаем свой режим», «Для чего нужен сон»
Показ презентации: «Что такое режим дня?»
Проблемная ситуация: «Почему Незнайка с утра не может проснуться?»
Дидактические игры: «Алгоритм режим дня», «Части суток», «Когда так бывает?», «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем»
Игра-этюд «Эмоции»
Сюжетно-ролевая игра: «Режим дня в семье», «Уложим куклу спать»
Подвижные игры: «Кто дальше бросит?», «Эстафета с мячом», «Пастух и стадо», «Лохматый пес»
Чтение: Т. Шорыгина «Зачем соблюдать режим», «Сказка о принцессе Иголочке», И. Токмакова И. «Колыбельная», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Рассматривание плаката «Режим дня», коллекции «Опасные предметы в быту»
Игровая ситуация: «Колыбельная для куклы»
Продуктивная деятельность: «Украсим защитную маску»
Выставка защитных масок «Мне вирус не страшен, я в маске хожу, здоровье свое берегу!»
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни!» (выступление перед детьми подготовительных групп)
С родителями:
Родительское собрание на тему: «Режим жизни ребенка в семье». Цель: сформировать представление родителей о значении соблюдения ре-жима в физическом воспитании и эмоционально-психическом состоянии ребенка.
Совместное посещение горнолыжной базы «Жемчужина», в выход-ной день (с участием родителей, детей и педагогов, мероприятие «Зим-ние забавы»
Участие в сборе коллекции «Опасные предметы в быту»
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникающим вопросам, об-мен информацией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельности детей в саду).
Февраль
Гигиена. Чистота-залог здоровья
Цель: Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур.
Совместная деятельность с детьми
Беседы: "Для чего мы моем руки?", «Чистота-залог здоровья», «Что такое микробы, где они живут»
Показ презентации: «В гостях у Мойдодыра»
Проблемная ситуация: «Почему у Незнайки заболел живот», «У Незнайки заболел зуб»
Дидактические игры: «Алгоритм мытья рук», «Предметы личной гигиены», «Что для чего?»
Драматизация: «Девочка чумазая» по стих. А. Барто, Л. Корчагина «Умылся», И. Гурина «Сказка про Витю грязнулю», Г. Блинов «Непослушный «Стобед»
Сюжетно-ролевая игра: «Кукла заболела», «Больница»
Игра-этюд «Я сама!»
Ситуативная беседа на тему «Как сохранить свою кожу здоровой?»
Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Пастух и стадо», «Кольцебросы»
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», И. Демьянов «Руки – то у Вани…», «Зама
рашка», А. Кондратьев «Зеркало», заучивание потешек, используемых при мытье рук, умывании.
Исследовательская деятельность: «Снег - чистый или грязный?», «Мыло и его свойства», «Мыльные пузыри»
Коллекционирование: «Предметы гигиены»
Продуктивная деятельность: рисование «Что мне нужно, чтобы быть чистым», аппликация «Украсим полотенце»
С родителями
Рекомендации «Учим детей - правильно чистить зубы», «Личная ги-гиена и как ее воспитать»
Совместное посещение горнолыжной базы «Жемчужина», в выход-ной день (с участием родителей, детей и педагогов, мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух»
Участие в сборе коллекции «Предметы гигиены»
Утренняя зарядка с участием пап «На зарядку, становись!»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы»
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Март
Закаливание. Сам себе я помогу и здоровье сберегу.
Цель: Расширять представления о важности для здоровья закаливания. Формировать уме-ние оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Совместная деятельность с детьми
Беседы: «Зачем и как нужно закаляться?», «Что лучше - болеть, или быть здоровым?», «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит»
Показ презентации: «Солнце, воздух и во-да - наши лучшие друзья»
Игровая ситуация: «Научим Незнайку закаляться»
Тренинг «Как правильно вызвать «скорую помощь» при несчастном случае?»
Дидактические игры: «Найди картинки о закаливании», «Что правильно и что не-правильно?», «Как правильно поступить?»
Игра-эксперимент «Воздух-невидимка», «Вода и ее свойства», «Почему растаял Снеговик?»
Сюжетно-ролевая игра: «Станция «Скорая помощь»
Подвижные игры: «Перепрыгни ручеек», «Море, реки, ручейки», «Солнышко и дождик», «Лови мяч»
Чтение: Г. Блинов рассказов из книги «Не-послушный «Стобед», Т. Шорыгина «Стихи про закалку», пословиц и поговорок о закаливании, загадывание загадок о солнце, воде, воздухе.
Рассматривание альбома «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Продуктивная деятельность: рисование «Я закаляюсь»
С родителями
Буклет «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
Папка-передвижка «Как оказать первую по-мощь»
Совместное посещение развлекательного центра «Акуна Матата» в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов). Выступление агитбригады ЗОЖиков перед родителями. Флешмоб. Игры-эстафеты.
Семейный театр «Репка здоровья» сказка на новый лад.
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы»
-Участие в конкурсе «Огород на окне»
Апрель
Вредные привычки. Что такое хорошо, и что такое вредно?
Цель: воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью, систематизировать знания о привычках, вспомнить правила личной гигиены.
С детьми
НОД: «Что такое хорошо, и что такое вредно?»
Беседы: «Полезные и вредные привычки»
Составление рассказов: «Мой хороший поступок», «Как я забочусь о своем здоровье»
Показ презентации: Викторина «Полезные и вредные привычки»
Проблемная ситуация: «Почему Незнайка стал плохо видеть?»
Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Реклама предметов гигиены», «Здоровый образ жизни»
Развлечение «Путешествие за здоровьем»
Сюжетно-ролевая игра: «К нам гости при-шли», «Семья»
Подвижные игры: «Лошадки», «Найди себе пару», «Бездомный заяц», «Забрось в корзину мяч»
Чтение: Т. Шорыгина «Денис и медвежонок Денни», Г. Блинов рассказов из книги «Непослушный Стобед»
Загадывание загадок о привычках (из сборника «Беседы о здоровье» Т. Шорыгиной)
Продуктивная деятельность: рисование «Я здоровье укрепляю», коллективная лепка «Дети играют»
С родителями
День здоровья (участие в ВОП в течение дня)
Утренний флешмоб с детьми.
Совместное посещение аквацентра «Дельфин», в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов).
Конкурс семейной газе-ты «Мы за здоровый об-раз жизни»
Круглый стол «Делимся опытом оздоровления»
Участие в выпуске «Вестника ЗОЖ»
Досуг с детьми «Мама, папа, я – спортивная семья»
Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «Непоседы»
Май
Итоговое мероприятие: Презентация журнала «Вестник ЗОЖ»
Итоговый этап.
Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга
Анализ проектной деятельности
Анкетирование родителей
Мультимедийная презентация результатов проектной деятельности
Ресурсное обеспечение педагогического проекта
Кадровые ресурсы:
воспитатели
музыкальный руководитель
инструктор по физической культуре
педагог-психолог
Методическая литература, пособия: библиотека методической и художественной литературы; мо-дели: строения тела человека, режима дня, компонентов здорового образа жизни; демонстрационный материал; Картотеки: игр по формированию у детей здорового образа жизни; подвижных, хороводных, пальчиковых игр, физминуток, динамических пауз, дыхательных гимнастик, комплексы бодрящей и глазной гимнастик.
- Информационные ресурсы: использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций, пополнение за счет ресурсов интернет – сайтов.
- Материально – технические ресурсы:
Предметно-развивающая среда группы: атрибутика для подвижных и сюжетно-ролевых игр, оборудование для двигательной и экспериментальной деятельности, развивающие дидактические игры по формированию культуры здоровья, иллюстративный материал, детская энциклопедия «Я и мое тело», алгоритмы, модели, схемы, центр здоровья, физкультурный уголок, уголок психоэмоциональной разгрузки, тренажеры для развития мелкой моторики рук, дыхательной системы, массажная и корригирующая дорожки, настенная дорожка для расслабления глаз.
Видеодемонстрационное оборудование: экран, проектор, ноутбук для применения информационно – коммуникационных технологий;
магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
флешкарты с записями музыкального материала;
музыкальный центр.
Законодательно-нормативное обеспечение проекта
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образо-вания»
5. Концепция дошкольного образования 16 июня 1989 г. N 7/1
6. Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989г.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 4.1.6.3049-13 (утв. 15мая 2013г. №26)
8. Семейный кодекс от 29.12.1995 N 223-ФЗ (действующая редакция от 04.11.2014г.)
9. Государственная программа «Развитие образования в Ханты-мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» 13.11.2015г № 410-п
10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 01.07.13г. №68-оз
11. Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020года от 19 декабря 2010 года №91-рп
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М. : Мозаика- синтез, 2014.
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников - М. : Педагогическое об-щество России, 2006.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников - М. : Центр педагогического обра-зования,2012.
4. Деркунская В. А. Игры - эксперименты с дошкольниками - М. : Центр педагогического образования,2012.
5. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет-М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Прищепа С. С., Шатверян Т. С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспи-тании дошкольников- М. :ТЦ Сфера, 2013г.
7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гим-настики - СПб., 2009.
8. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье - М. : ТЦ СФЕРА, 2015.