Юлия Семенец
Проект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Мы играем в математику»
Номинация: «Дошкольный возраст»
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с о/в №10
Колмычек Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Математика по праву занимает одно из главных мест в системе дошкольного образования. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. И это не случайно. Ведь именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся ребёнку не только в дошкольном возрасте, но и в дальнейшем. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены такие человеческие качества ребёнка, как инициативность, любознательность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде. Среди учебных предметов, вызывающих трудности в усвоении, математика занимает особое место. Абстрактный и сухой характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей, вчерашних дошкольников оказывается неинтересным, а порой и непосильным. Поэтому работа воспитателя в детском саду, по моему глубокому убеждению, должна быть в первую очередь направлена на развитие у малышей живого интереса к математике. Естественно, что основой познания детей младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания у детей формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий дети учатся сравнивать, обобщать. Всем хорошо известно, что игра и игровая деятельность, организованная совместно с детьми и взрослыми открывает тайные дверцы детской души и горизонты для развития индивидуальности и творчества. Поэтому я решила проводить работу по воспитанию у детей познавательного интереса к математике через игру. Не случайно мой проект получил название: «Мы играем в математику». Ведь именно математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с новыми требованиями (ФГОС). Работа над проектом позволила осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив младшим дошкольникам возможность самим открывать для себя увлекательный мир цвета, формы, количества, части и целого. Конечно, опыт работы воспитателем у меня явно небольшой - 2 года. Но что значит опыт, если есть непреодолимое желание сделать что-то интересное для своих воспитанников? Так и родилась идея данного проекта.
Публикация «Проект „Мы играем в математику“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Контингент участников проекта - группа детей младшего дошкольного возраста (3-4года) в количестве 23 человек. По продолжительности: долгосрочный – 1 год
Цель проекта - создать условия для развития у младших дошкольников интереса, самостоятельности и познавательной мотивации к математической деятельности через игровые задания.
Задачи:
1. Формировать широкую любознательность детей;
2. Разработать систему игр и игровых заданий, направленных на сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста;
3. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности наблюдать, сравнивать, мыслить, рассуждать, делать выводы.
4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
Ожидаемый результат: При успешной реализации поставленной цели и задач я планирую получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность;
• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
• Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине, количестве, части и целом;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Содержание проекта:
Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:
1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам
2. Психологическая комфортность; 3. Наглядность и разнообразие игрового материала; 4. Доступность 5. Научность.
Этапы проекта:
1 этап – организационный - (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление картотеки игр и игровых заданий с учётом возрастных особенностей детей);
2 этап – практический - (создание развивающей предметно –пространственной среды; организация и проведение игровой и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников;
3 этап – результативный - (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Наметив этапы проекта, я приступила к его реализации.
Первый этап: Необходимо отметить, что вся работа выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Конечно, все мои воспитанники были абсолютно непохожими друг на друга: одни - непоседы и забияки, другие – неторопливые и уравновешенные. Но все они были открыты для всего нового и интересного. Внимательно изучив задачи математического развития детей, используя широкие возможности Интернет - технологий, я сделала игры, которые были направлены на решение следующих задач: - развитие восприятия; - развитие внимания; - развитие памяти и мышления; - развитие творческих способностей. Все эти игры постепенно появлялись в центре сенсорного развития и вызывали интерес у малышей. Проводя работу, я понимала, что важно не только помочь ребёнку познавать разнообразие окружающего его мира, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение, поэтому мои малыши никогда не играли под моим давлением, им всегда была предоставлена самостоятельность и свобода выбора.
Второй этап:
При проведении всей своей работы по математическому развитию малышей и формированию у них познавательной активности, я использовала следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты,
• проблемную мотивацию,
• игровые ситуации,
• обыгрывание потешек, чтение художественной литературы,
•беседы,
• развивающие компьютерные и графические игры,
•рефлексию.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время активных познавательных действий с разнообразными предметами. Играя, малыши приобретают только свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или игровое упражнение, которые я предлагала своим воспитанникам в утреннее время, при проведении непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, на прогулке или во второй половине дня, сама по себе имела развивающие и психологические цели. Но, организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, я иногда объединяла их единым сюжетом, либо единым дидактическим материалом, усложняя правила игр, варьируя их с учётом желаний и творческой инициативы ребёнка, что позволило выйти на качественно иной уровень воздействия на детей. Моей целью не являлись освоение и отработка каких бы то ни было математических понятий и умений. Дети не замечали, что идет обучение. Всю систему образовательной деятельности они воспринимали как игровой творческий процесс.
Третий этап:
Год реализации проекта: «Мы играем в математику» пролетел очень быстро. Следует отметить, что мои малыши заметно выросли и повзрослели. Теперь они не только любят играть в подвижные и хороводные игры, но с большим желанием выбирают любимые развивающие игры: «Спрячь мышку», «Большой - маленький», «Занимательное лото» и другие и уже, объединяясь в группы по интересам играют, размышляют и отстаивают свою точку зрения. Проводя в конце учебного года педагогический мониторинг, я увидела, что у 90% моих воспитанников повысилась познавательная и творческая активность не только по математическому, но по речевому развитию - это результат реализации проекта с опорой на интеграцию и творческую активность.
А сейчас я предлагаю познакомиться с моими педагогическими разработками.
Игры на развитие качеств величины:
«Найди домик для животного».
Цель: закреплять словарь по лексической теме "дикие животные"; закреплять понятия: "больше", "меньше", "самый большой", "самый маленький"; развивать глазомер.
«Большой – маленький»
Цель: изучение величины – большой и маленький (сенсорное развитие). Также процесс игры способствует развитию речи, мышления, памяти, внимания
Игры на изучение цвета.
«Спрячь мышку».
Цель: знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
«Лото»
Цель: закреплять знание основных цветов и их оттенков; развивать память, внимание и речь.
Игры на изучение геометрических фигур:
«Найди такую же фигуру».
Цель: учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые).
«Найди лишнюю фигуру».
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других, закреплять знания об основных цветах.
«Почини варежку»
Цель: учить детей распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Игры на изучение части и целого:
«Собери картинку по образцу».
Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Хочу подчеркнуть, что эти игровые упражнения в своей работе могут использовать не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители, с целью математического развития малышей.