екатерина карманова
Педагогический проект «Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование основ правового сознания у дошкольников.
Задачи: - ознакомление детей с основными документами по защите прав человека.
- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
Публикация «Педагогический проект „Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Актуальность:
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушения прав и достоинств детей.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продукт проекта:
- изготовление совместно с детьми стенда «Мои права»
- изготовление буклетов для родителей «Что нужно знать родителям о правах ребенка»,
- изготовление альбома
Предполагаемый результат.
- ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции прав ребенка»;
- осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди;
- сформированность коммуникативных умений и навыков;
- сформированность у детей доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга;
- беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
План работы по проекту.
День недели. Содержание работы Методы и приемы
Понедельник
Тема «Я имею права».
Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН оправах ребенка, формировать понятие о том, что права принадлежат всем детям, они неотъемлимы и не делимы. Познавательная деятельность:
Беседа с опорой на иллюстрации Конвенции о правах ребенка «Я и мои права»
Разыгрывание ситуаций «Мои права в семье»
Чтение стихотворения Я. Акима «Неумейка»
Создание проблемной ситуации «Почему взрослые иногда не верят детям»
Долгочтение: А. Усачев «Приключение маленького человечка»
Просмотр мультфильма «Азбука права» (Смешарики)
Оформление стенда «Мои права» рисунками детей, иллюстрациями.
Рисование, аппликация «Мои права».
Вторник
Тема «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Уточнить и обобщить знания о семье. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Развивать связную речь, познавательный интерес и логическое мышление.
Познавательная деятельность
Беседы:
Тема: «Составление рассказа по картине «Моя семья»
Тема: «Составление творческих рассказов «Вместе – целая семья»
Цель: закреплять умение составлять связный, последовательный рассказ.
Темы: «Как зовут твоих родителей, где они работают», «Что такое фамилия».
Цель: уточнить представления о семье, принадлежности к ней ребенка.
ЧХЛ: Через сказку показать, как могут нарушаться права и как их можно защитить.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Моя семья», «Мой дом», «Страна, где я живу».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествия».
Дид. Игры: «Профессии», «Чьи детки».
Строительные игры: «Мой дом», «Мебель для дома».
Театрализованная деятельность: обыгрывание ситуаций, инсценировка сказок (отрывок)
среда
«Право ребенка на охрану здоровья».
Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Познавательная деятельность
Беседы:
Темы: «Сохрани свое здоровье сам».
Рассматривание альбома и энциклопедии.
ЧХЛ: Книги К. И. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр». Пословицы о здоровье.
Рассматривание альбома «Если хочешь быть здоров закаляйся» и
энциклопедии «Все обо всем» (Организм человека).
Опытно-исследовательская деятельность.
Проверка зрения, как бьется твое сердце, посчитаем пульс
Цель: ознакомление со своим организмом, формирование заботы о своем здоровье.
Продуктивная деятельность:Рисование: «Доктор Айболит спешит на помощь».
Аппликация: «Машина скорой помощи»
Конструирование: «Медицинский городок»
Ручной труд: изготовление медицинских карт для игры в больницу.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Чистота – залог здоровья», «Диагностический центр».
Игра-шутка: «На что жалуетесь?», «Расскажите, что болит».
Дид. игры:
четверг «Право на жильё и неприкосновенность
жилища»
Цель:Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка, гарантирующих право на жильё и неприкосновенность жилища;
Познавательная деятельность:
ДРАМАТИЗИЦИЯ сказки «Три поросенка» (отрывок где волк разрушает домики поросят).
Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Учить детей рассуждать, делать выводы.
ЧХЛ: сказки «Заюшкина избушка», «Теремок».
Игровая деятельность:
Дид. Игра: «Чей домик»
Безопасность: правила поведения «один дома» (не открывать дверь чужим, не баловаться с огнем)
пятница «Право на имя»
Цель: Довести до сознания детей,что каждый ребенок имеет право на имя. Познавательная деятельность:
Беседы: «Зачем человеку имя»
Цель: Дать представление детям о важности права на имя.
«Как раньше называли»
Цель: Познакомить детей с именами наших предков (их значением).
«Что такое имя, фамилия, отчество, тезка?»
Цель: активизировать в словаре детей.
ЧХЛ: чтение и их обсуждение: Б. Житков «Как меня назвали», Г. Юдин «Рыжий город», Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».
Рассматривание документов: свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, загранпаспорт.
Продуктивная деятельность:
Рисование: эмблема, «Право на имя»
Изготовление «детских» документов для сюжетно-ролевых игр и именных визиток.
Игровая деятельность:
Дид. Игры: «Придумай имя», «Назови ласково», «Назови свое отчество и маменство», «Отгадай имя по первым звукам в словах»
Сюжетно-ролевые игры: Поездка за границу, Почта, Библиотека, Автобус и т. д.
Игра с мячом «Я знаю пять имен…»
Разгадывание кроссвордов (сказочные имена, решение ребусов (зашифровано имя)
Развлечения «Праздник имени».
понедельник «Права ребенка на образование»
Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.
Познавательная деятельность: Экскурсия в школу
Цель: дать представление о праве детей на образование.
Экскурсия в библиотеку
Цель: развивать интерес детей к чтению, книге, библиотеке.
Беседы: «Зачем нужно учиться»
Цель: рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными
Тема: «Как люди получают информацию»
Цель: уточник источники информации
Продуктивная деятельность: Рисование: «Скоро я пойду в школу», «Моя любимая телепередача».
Конструирование: «Книжки-малышки»
Игровая деятельность:
разгадывание кроссвордов, ребусов.
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Детский сад».
Вторник
«Право на защиту»
Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах.
Познавательная деятельность: Рассмотреть и обсудить иллюстрации к сказкам «Двенадцать месяцев», «гуси-лебеди», и т. д
Беседы:
ЧХЛ:
Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…»А. Пушкина. Беседа по содержанию.
Среда
«Право на труд и свободный выбор работы»
.Цель: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.
Познавательная деятельность:
Беседы: «Зачем люди работают», «Кем ты хочешь стать», «Какие профессии самые важные».
Экскурсия по садику: «Кто работает в нашем саду»
Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Продуктивная деятельность:
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Рисование: кем ты хочешь стать;
Игровая деятельность:
Дид. игры: «Атрибуты для работы»,
Сюжетно-ролевые игры: Бюро трудоустройства, и т. д
Труд: помочь няне в заправке кроватей, накрывать на стол и т. д
На прогулке понаблюдать за работой дворника.
Четверг
«Право на отдых и досуг»
Цель: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учить ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.
Познавательная деятельность:
«Как и зачем люди отдыхают»
Цель: познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость, обучать детей способам организации самостоятельной деятельности.
Тема: «Театр»
Цель: углубить знания детей о театре как виде искусства
Тема: «Праздники»
Цель: закрепить знания о том, какие бывают праздники, как организуют празднование разных событий.
Беседы:
Темы: «Как человек отдыхает», «Как ты проводишь свободное время», «Что такое отдых», «Какие бывают праздники», «Мое любимое занятие».
Цель: закрепить понятие о видах отдыха, его необходимости.
Продуктивная деятельность:
Ручной труд по желанию детей или предложению воспитателя.
Цель: учить детей содержательно проводить свободное время, общаться друг с другом, использовать поделки во время отдыха (атрибуты к играм, подарки на день рождения).
Игровая деятельность: Театрализованные игры, игры- драматизации.
Цель: учить детей разыгрывать спектакли, сказки, отражать в них свои впечатления.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествия». «Семья», «Поход».
Цель: учить детей применять свои знания об окружающем в игре
пятница
Итоговое занятие «Умники и умницы»
Цель: Закрепить знания детей о всеобщей декларации прав человека.
Литература:
1. С. Голицина, Л. Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», Москва, 2010.
2. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
3. О. Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков», Волгоград, 2013.