Елена Мартьянова
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Будь здоров малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №87»
Педагогический проект для детей группы №6
старшего дошкольного возраста с ОВЗ
«Будь здоровым малыш»
Авторы – составители проекта :
Мартьянова Е. Г. - воспитатель группы №6
Федосова С. Ю. – учитель – дефектолог группы №6
2018- 2019 учебный год
Публикация «Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ „Будь здоров малыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Актуальность проекта. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает впервые годы своей жизни. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идё т бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов формирования культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья детей становится применение здоровьесберегающих технологий.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике. Это приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование); сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни. Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровье ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка. Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их здоровья
Цель: формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи:
Педагоги
• обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
• формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта;
• создать условия для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической здоровьесберегающей среды;
• использовать здоровьесберегающие технологии в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования;
• проводить просветительско-воспитательную работу, направленнюю на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.
• воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.
Дети:
Образовательные задачи:
• продолжать формировать знания детей о здоровье человека, его ценности, возможностях и способах его укрепления;
• расширять и укреплять знания детей о ЗОЖ;
• расширять знания детей о строении своего тела и его возможностях;
• расширять знания детей о том, что полезно и вредно для организма человека;
• формировать и закреплять знания детей по ОБЖ;
• расширять и уточнять знания детей о правильном и здоровом питании;
• учить детей элементарным приемам сохранения здоровья;
• расширять знания детей о различных видах спорта;
• формировать представления о том, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.
Коррекционно – развивающие задачи:
• совершенствовать практические навыки здорового образа жизни;
• развивать и совершенствовать физические навыки детей;
• совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью различных органов чувств;
• развивать речь детей, способствовать освоению детьми соответствующего словаря, его активному использованию;
• развивать у детей наблюдательность, слуховое и речевое внимание, память, воображение, логическое мышление;
• обогащать сенсорный опыт детей;
• способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познавательным свойством предметов;
• развивать мелкую моторику рук при выполнении разных работ в ходе реализации проекта;
• развивать образное мышление детей через отгадывание загадок.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы оздоровительной работы;
• воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни и гигиене;
• воспитывать у детей потребность в положительных привычках, уважение к занятиях физкультурой и спортом;
• воспитывать у детей желание бережно и заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
• продолжать воспитывать у детей потребность в активной деятельности;
• воспитывать мотивацию к совершению поступков, приносящих пользу здоровью.
Родители:
• повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
• подвести родителей (законных представителей) к пониманию необходимости формирования у детей представлений о здоровом образе жизни;
• расширять знания родителей (законных представителей) о физических возможностях детей;
• повышать уровень творческой активности родителей (законных представителей, побуждая к участию в совместной реализации данного проекта и в совместных мероприятиях по здоровьесбережению детей;
• мотивировать родителей (законных представителей) вести здоровый образ жизни и заниматься здоровьесбережением своих детей в семейных условиях.
Вид проекта : физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, групповой.
Участники: дети, родители (законные представители, педагоги группы, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации: краткосрочный (14 – 18 января 2019 год)
Основные принципы проекта :
- принцип гуманизации: физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей;
- принцип индивидуальности: обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки;
- принцип цикличности и систематичности: постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности;
- принцип оздоровительный : обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности;
- принцип доступности медико-социальной помощи;
- принцип ответственности сотрудников;
- принцип соблюдения прав человека и гражданина;
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей;
- принцип активности детей.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
• Снижение заболеваемости среди детей.
• Дети знают строение человека (части тела, органы).
• Дети знают, что полезно и что вредно для организма.
• Дети бережно и заботливо относятся к своему здоровью.
• У родителей (законных представителей) повышен уровень знаний о здоровом образе жизни.
• Умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
• Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Формы реализации проекта :
1. Специально- организованная деятельность
• гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
• гимнастика (с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.);
• занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические);
• подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
• оздоровительный бег;
• динамические паузы;
• бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
• гимнастика пробуждения;
• закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
• рациональное питание;
• прием детей на улице в теплое время года;
2. Совместная деятельность с детьми
• индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, коммуникативные игры, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья
• здоровьесберегающие технологии : народные, спортивные и подвижные игры; игровые упражнения; гимнастика коррегирующая; гимнастика пальчиковая; динамические паузы; релаксация; прогулки; утренняя гимнастика; закаливание; бодрящая гимнастика после сна; индивидуальная профилактическая работа; свободная двигательная активность.
3. Самостоятельная деятельность детей
• в спортивном уголке,
• на спортплощадке
4. Проведение развлечений в рамках проекта.
5. Взаимодействие со специалистами
консультации учителя -дефектолога, учителя -логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФК, медицинского персонала.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный.
• Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;
• Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети группы и их родители).
• Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями (законными представителями) проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Подборка методических и дидактических материалов
• Подборка художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок по теме проекта
• Изготовление дидактических, настольных игр
• Разработка картотек по теме проекта : «Подвижные игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста», «Побудки после сна», «Комплексы утренней гимнастики для детей младшего и старшего дошкольного возраста», «Дидактические игры о ЗОЖ», «Пальчиковые игры», «Физкультминутки», «Самомассаж», «Дыхательная гимнастика», «Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия», «Комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки»
II этап: основной.
Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
III этап: заключительный
Развлечение с родителями (законными представителями) «Эй, родители вставайте, на зарядку выбегайте»
Взаимодействие с семьей
1. Информационно-аналитические формы:
• Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
• Домашнее задание «Нарисуйте здорового человека»
• Индивидуальные консультации о необходимости формирования у детей представлений о здоровом образе жизни
2. Наглядно-информационные формы:
• Рассматривание иллюстраций о здоровье в книгах, журналах дома, подборка познавательной литературы для библиотеки в группе
• Просмотр мультипликационных фильмов «Мойдодыр», «Федорино горе», «Смешарики. Личная гигиена», «Фиксики. Микробы», «Неумойка», «Необыкновенный матч», «Утенок, который не умел играть в футбол», «Баба Яга против», «Ми-ми-мишки. Зубная фея», «Птичка Тари», «Королева зубная щетка»
• Привлечь родителей к выпуску книжки «Здоровый малыш»
3. Познавательные формы:
• Стендовые консультации: «Босиком отпростуды идругих болезней», «Активный детский отдых зимой», «Вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей», «Оказание себе первой помощи при …»
• Индивидуальные консультации по поводу посещения спортивных секций, о формировании полезных и вредных привычек.
• Для родительского уголка приобретение (изготовление) буклетов: «Закаливание», «Режим дня ребенка», «Гигиена сна», «Стоматологическая профилактика», «Профилактика гриппа», «Правильное питание», «Личная гигиена»
• Мастер – класс «Дидактические игры спортивного содержания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
• Проведение круглого стола «Лекарственный чай. Польза или вред»
5. Досуговые формы:
• Проведение конкурса «Нетрадиционное физкультурное оборудование»
• Экскурсия в филиал –библиотеки №13 имени Ф. М. Достоевского
• Презентация «Нетрадиционное физкультурное оборудование»
• Совместное развлечение с родителями «Эй, родители вставайте, на зарядку выбегайте»
• Выпуск стенгазеты «Будь здоров малыш»
II этап: основной.
1. Коррекционно – развивающие познавательные занятия (проводятся учителем – дефектологом и воспитателями)
• Подгрупповое занятие по ознакомлению с окружающим «Вот мы какие»
• Подгрупповое занятие по ознакомлению с окружающим «Путешествие в королевство Неболеек»
• Подгрупповое комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и ФЭКП «Спорт и математика»
• Подгрупповое занятие по продуктивной и изобразительной деятельности (рисование) «Мой веселый звонкий мяч»
• Подгрупповое занятие по продуктивной и изобразительной деятельности (рисование) «Витамины в баночке»
• Подгрупповое занятие по продуктивной и изобразительной деятельности (лепка) «Если хочешь быть здоров»
• Подгрупповое занятие по продуктивной и изобразительной деятельности (аппликация) «Витамины я люблю –быть здоровым я хочу»
• Подгрупповое занятие по продуктивной и изобразительной деятельности (лепка) «Если хочешь быть здоров»
• Подгрупповое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Как Петька спас родную каплю»
• Подгрупповое занятие по продуктивной и изобразительной деятельности (конструирование) «Стадион»
2. Познавательные беседы (проводятся воспитателями)
«Солнышко здоровья», «Микробы», «Путешествие в страну ОБЖ», «Здоровье и питание», «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет»
3. Чтение художественной литературы в ходе совместной деятельности
• Барто А. Девочка чумазая. -М. 1953.
• Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары //Любимые страницы. - Смоленск, 1999.
• Волков А. Волшебник Изумрудного города: Сказка (отрывки). - М., 1992.
• Маршак С. О мальчиках и девочках, Робин-Бобин // Плывёт, плывёт кораблик. - М., 1990.
• Михалков С. Прививка, Тридцать шесть и пять, Не спать, Грипп // Я тоже маленьким: Стихи. – М., 1980.
• Мошковская Э. Нос, умойся // Дождик вышел погулять. – М., 1963.
• Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка (отрывки). – М., 1988.
• Стременьова И. Я – человек, ты – человек. – М., 1991.
• Толстой Л. Старый дед и внучек : Басня // Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В. И. Логиновой. – М., 1990.
• Чуковский К. Мойдодыр // Сказки. – М. ,1984.
• Александрова З. В зимнем бассейне, Лыжная прогулка // День начинается с чудес. М., 1975.
• Барто А. Зарядка // Твои стихи. – М., 1976. – Т. 1.
• Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка // Уронили мишку на пол… - М., 1997.
• Берестов В. Как я плавать научился // Что всего милее. – М., 1974.
• Берестов В. Ходули, Мяч // Читалочка: Стихи. – М., 1988.
• Галиев Ш. Заяц на физзарядке // Огурцы в тюбетейках. - М., 1974.
• Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка. – М., 1990.
• Михалков С. Весёлый турист // Собр. соч. в 3-х т. Стихи и сказки. - М., 1970. – Т. 1.
• Слоников А. Я футболист // Маленький сборник добрых стихов. – М., 2002.
• Суслов В. Про Юру и физкультуру // Весёлый звонок. – Л., 1977.
• Аким Я. Мыло // Разноцветные дома: Стихи. – М., 1989.
• Благинина Е. Банька // Журавушка: Стихи. – М., 1973.
• Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя первая книжка о превращениях в природе. – М., 1996.
• Коростылёв В. Королева Зубная щётка. М., 2000.
• Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? // Детям: Стихи. - М., 1978.
• Барто А. На прогулку // Твои стихи. – М., 1960.
• Дриз О. Тихий час // Моя песенка. – М., 1978.
• Маршак С. Не опоздай! // Дом, который построил Джек. – М., 1967.
• Маршак С. Рано в кровать! // Плывёт, плывёт кораблик! – М., 1973.
• Мошковская Э. Песенка моих часов // Весёлый ветер. М., 1975.
• Галиев Ш. Витаминные буквы, Находка с загадкой // Огурцы в тюбетейках. – М., 1974.
• Кончаловская Н. Про овощи // М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о правильном питании. – Л., 2000.
• Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала // Настоящие друзья. – М., 1981.
• Тувим Ю. Овощи // С. В. Михалков. Собр. соч. в 3-х т. Стихи и сказки. М., 1970. – Т. 1.
• Барто А. Володя болен // Стихи детям. – М., 1976. – Т. 2.
• Коростелёв Н. 50 уроков здоровья : Рассказы. – М., 1991.
• Михалков С. Грипп // Весёлый день. – М., 1979.
• Мошковская Э. Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница // Дом построили для всех. – М., 1970.
• Берестов В. Доктор Лебедев // Жаворонок. – М., 1978.
• Маршак С. Ледяной остров // Рассказы в стихах. – М., 1978.
• Мошковская Э. Пускай они скучают // Весёлый ветер. – М., 1975.
4. Игровая деятельность
• Сюжетно – ролевые игры «Аптека», «Скорая помощь», «Кафе», «Детский сад», «Больница», «Семья», «Мы – спортсмены».
• Подвижные игры «Тишина», «Ручеек», «Капкан», «Спорт для мальчиков и девочек», «Чей кружок быстрее заберется».
• Игры на развитие двигательного творчества «Делай, как я», «Угадай – повтори», «Зеркало», «Придумай – расскажи»
• Дидактические игры «Хорошо или плохо», «Это можно или нельзя», «Правила гигиены», «Мой день», «Найди пару», «Часы здоровья».
III этап: заключительный.
• Организация и проведение итогового мероприятия «Совместное развлечение с родителями «Эй, родители вставайте, на зарядку выбегайте»