Ира Шахиниди
Педагогический проект «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«В мире сказок»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Основание проекта
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Публикация «Педагогический проект „В мире сказок“ для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «В мире сказок». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Информационная карта
Цели: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
Задачи:
• Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
• Закрепить и расширить знания детей о сказках;
• Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
• Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группах, воспитатели.
Тип проекта : творческий, групповой.
Продолжительность: 1 месяц.
Ожидаемый результат:
• Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
• Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
• Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
• Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
• Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
• Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План – схема реализации проекта
Работа с детьми
1. 1 Цикл тематических занятий:
• Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему : «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад»
• Конспект занятия «Викторина по сказкам»
• Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
• Рисование акварелью к сказке «Три медведя», «Героев любимых сказочных героев»
• Объёмная аппликация «Кувшинка» к сказке "Дюймовочка".
• Отрывная аппликация к сказке «Царевна лягушка»
• Конспект НОД лепка сказочных персонажей из сказки "Дюймовочка".
• Беседа «По страницам сказок»
• Конструирование «Теремок»
1.2 Чтение сказок :
• Пушкин А. Сказки : Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди. Родари Д. Приключения Чиполлино., Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. .Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик
• Загадывание загадок о сказочных героях.
1.3 Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
1.4 Просмотр мультфильмов по теме.
1.5 Театрализация сказки «Три медведя».
1.6 Прослушивание сказок в аудиозаписи : «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».
1. 7 Включение дидактических игр в режимные моменты:
• «Разрезные картинки»,
• «Составь портрет сказочного героя»,
• Кубики «собери картинку» по сказкам,
• Собрать картинку-пазл со сказочными героями.
1.8 Сюжетно-ролевая игра «Театр» по русской народной сказке «Три медведя»
1. 9 Творческая мастерская:
• Предложить детям раскраски на тему сказки;
• Предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме.
Программно-методическое обеспечение
1. Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
2. Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка».
3. Подбор иллюстративного материала художников к сказкам
Создание организационно – педагогических условий
1. Оформление «Уголка книги»
2. Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.