Надежда Смирнова
Педагогический проект «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
одному из направлений развития детей «Солнышко» пгт Ленинское
Шабалинского района Кировской области
Педагогический проект
«Разноцветный мир»
Автор: Смирнова Надежда Петровна
педагог со специализацией
по изобразительной деятельности
2016г.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический проект „Разноцветный мир“» размещена в разделах
1. Автор – разработчик: Смирнова Надежда Петровна
2. Тема: «Разноцветный мир»
3. Образовательные области:
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- социально – коммуникативное развитие,
- художественно – эстетическое развитие.
4. Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
5. Актуальность темы:
• Недостаточное количество у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии.
• Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка.
• Недостаточность знаний об окружающем мире.
• Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования.
• Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов.
• Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, усиливают интересы дошкольников к изобразительной деятельности;
• развивают воображение, фантазию, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
• Занятия нетрадиционными техниками рисования позволяют детям реализовать свой жизненный опыт, утвердиться в позитивной позиции «творца»;
• помогают понять, что в творчестве не существует неправильного пути, есть только свой собственный путь.
6. Цель проекта :
Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
7. Задачи проекта :
Образовательные:
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, показывать детям широту их возможного применения.
• Научить детей создавать свой неповторимый образ, помочь овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками рисования.
• Расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании рисунка.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей, устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей.
• Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, любознательность.
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• Развивать желание экспериментировать с цветом, различными художественными материалами.
• Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования – монотипии.
• Воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях.
• Воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым работам, уважение к труду другого человека.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
• Поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
• Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
8. Участники проекта :
• дети подготовительной группы,
• педагог со специализацией по изобразительной деятельности,
• воспитатели группы,
• родители воспитанников.
9. Продолжительность проекта : 6 месяцев.
10. Формы организации проекта :
• Работа кружка: «Волшебный мир красок».
• Изобразительная деятельность (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, художественными материалами, работа в подгруппах, игры на воображение, ассоциацию).
• Беседы с детьми.
• Знакомство с произведениями мастеров живописи, народного искусства, графики.
• Рассматривание картин и книжных иллюстраций; видео и мультимедийных материалов.
• Чтение и обсуждение художественных произведений.
• Дидактические игры.
• Словесные игры.
• Пальчиковые игры.
• Наблюдения и экскурсии в природу.
• Слушание музыкальных произведений.
• Организация выставок.
• Работа с родителями
11. Обеспечение:
• учебно – методическое,
• информационное,
• материально – техническое.
12. Предполагаемый результат:
• Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним.
• Находят нестандартные способы художественного изображения.
• Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности.
• Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимают смысл художественных работ мастеров – художников.
• Повышается уровень развития навыков по изодеятельности.
• Совершенствуется личность ребенка в художественном творчестве.
13. Продукт проектной деятельности :
• для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы, альбом «Мир фантазии»;
• для педагогов : картотека дидактических игр по изобразительной деятельности; конспекты мероприятий; мастер – класс: «Монотипия – это чудо!»; словарь терминов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности «Педагогическая грамотейка»; альбом «Слов драгоценные клады…» по сезонам года: «Разноцветное лето», «Сарафан надела осень», «Зимушка-зима»; подбор занимательных сказок «Сказки про краски»;
• для родителей: консультации, информационные стенды, выставки детского творчества.
14. Презентация проекта :
• Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы кружка «Волшебный мир красок» :
иллюстративное сообщение,
доклад.
• Размещение проекта в личном профессиональном блоге.
Этапы проекта :
1 этап - Подготовительный (июль - август 2015г.)
o Изучение научно – методической литературы, интернет ресурсов по нетрадиционному рисованию.
o Постановка цели и разработка содержания учебно – воспитательного процесса:
- перспективный план работы кружка: «Волшебный мир красок»;
- разработка цикла занятий по нетрадиционной технике рисования - монотипии;
- подбор иллюстративного материала: репродукции картин художников-пейзажистов, картины по временам года, календари с изображением природы, тематические плакаты, комплекты карточек;
- подбор дидактических, словесных игр, игр - экспериментов; художественного слова о сезонных изменениях в природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки).
o Изготовление и подбор нетрадиционного материала к изобразительной деятельности.
o Создание предметно-развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
o Мониторинг уровня развития художественно - творческих способностей детей.
2 этап – Основной.
Выполнение проекта (сентябрь 2015г. – февраль 2016г.)
Направление работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми Познавательное развитие
-Наблюдения, экскурсии в природу (осень, зима).
-Знакомство с жанрами живописи.
-Рассматривание репродукций картин художников – пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», «Февральская лазурь», И. Шишкин «Утро в сосновом бору».
-Беседы о временах года (осень, зима).
-НОД по ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.
-Эксперименты с красками: «Подкрасим воду», «Разноцветные шарики», «Кто больше получит оттенков». В течение проекта.
Изодеятельность
Нетрадиционная техника рисования – монотипия:
-фрактальная монотипия: «Кляксы - ляпсы»;
-предметная монотипия: «Бабочки – красавицы», «На лугу», «Аленький цветочек»,«Грибы для белочки», «Разные деревья», «Цветы в вазе»;
-пейзажная монотипия: «Деревья отражаются в воде», «Сарафан надела осень», «Яблоневый сад», «Зимушка – зима»;
-ручная монотипия, эстамп: «Лето дивная пора», «Мы на луг ходили». В течение проекта.
Речевое развитие
-Беседы по картинам художников.
-Разучивание стихов об осени, о зиме.
-Повторение пословиц и поговорок о природных явлениях. В течение проекта.
Ознакомление с художественной литературой
-Чтение книг: К. Ушинский «Четыре желания», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», М. Пришвин «Золотой луг», «Кладовая солнца», А. Лесенчук «Рассказ о цветке». Беседы по прочитанному.
-Чтение стихов: В. Берестов «Все дети любят рисовать…», Т. Вандяк «Волшебные краски»,
Н. Красильников «Из –за облачных высот»,
Г. Ряскина «На лесной полянке чудо…», С. Богдан «Бабочка – красавица…», С. Антонюк «Что за дивная краса…», И. Суриков «На лугу»,
З. Александрова «Ромашки», О. Высотская «Одуванчик» и др. В течение проекта.
Игровая деятельность
-Дидактические игры: «Волшебный круг», «Разноцветные краски», «Симметричные предметы», «Собери пейзаж», «Перспектива», «Вкусная палитра».
-Словесные игры: «Что рисовал художник?», «Угадай картину».
-Пальчиковые игры: «Держим кисточку вот – так…», «Очень радовались дети…», «Чтоб красиво рисовать…»,«Разотру ладошки сильно…», «Будем колечки сейчас рисовать…», «Мои пальчики все знают…».
-Игровые упражнения: «Бабочки», «Цветы». В течение проекта.
Музыка
П. И. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», А. Вивальди «Времена года»,
С. Прокофьев «Детская музыка». В течение проекта.
2. Сотрудничество с родителями Совместная работа детей и родителей по реализации проекта. В течение проекта.
Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. В течение проекта.
Оформление альбома детских рисунков «Мир фантазии». февраль
Консультации:
-«Развитие художественного творчества у детей».
-«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей».
- «Рисование в технике монотипия».
Информационные стенды:
- «Уголок изобразительной деятельности дома».
- «Вместе рисовать весело и интересно».
сентябрь
октябрь
декабрь
Выставка детского творчества: «Разноцветный мир». февраль
Закрепление изученного детьми материала по заданию воспитателя в домашних условиях. В течение проекта.
3. Сотрудничество
с педагогами ДОУ Консультационный материал для педагогов.
Пополнение педагогических копилок. В течение проекта.
Презентация проекта «Разноцветный мир». февраль
Мастер – класс: «Монотипия – это чудо!» февраль
Создание в детском саду медиатеки, аудио – видеокассет, дисков, мультфильмов для развития творческого воображения и художественного творчества детей. В течение проекта.
4. Методическое сопровождение Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. В течение проекта.
Перспективный план работы кружка: «Волшебный мир красок» август
Конспекты НОД по нетрадиционной технике рисования – монотипии. В течение проекта.
Картотека нетрадиционных способов рисования. август
Иллюстративный материал: репродукции картин художников-пейзажистов, картины по временам года, календари с изображением природы, тематические плакаты, комплекты карточек. В течение проекта.
Дидактические, словесные игры, игры - эксперименты; художественное слово о сезонных изменениях в природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки). сентябрь
Подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника. октябрь
Консультационный материал для педагогов. В течение проекта.
Консультационный материал для родителей. В течение проекта.
Обобщение и распространение наработанного материала. февраль
3 этап – Коллективная реализация проекта.
• Выставка детских творческих работ в нетрадиционной технике рисования – монотипии: «Разноцветный мир».
• Создание альбома детских рисунков: «Мир фантазии».
• Фотовыставка: «Дети в мире творчества»
4 этап – Презентация проекта.
• Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы кружка «Волшебный мир красок»;
иллюстративное сообщение,
доклад.
• Размещение проекта в личном профессиональном блоге.
5 этап – Определение задач для новых проектов.
• Разработать перспективу проекта «Нетрадиционные техники рисования» для детей всех групп.
• Продолжать развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, осваивая другие нетрадиционные техники рисования.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа стала эффективной частью системы работы по развитию творческих способностей у дошкольников;
позволила систематизировать и обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе, о жанрах живописи;
способствовала воспитанию эстетического вкуса, умению любоваться объектами и явлениями природы, репродукциями картин художников.
Дети стали самостоятельно использовать нетрадиционные техники рисования в продуктивной деятельности;
экспериментировать с красками и материалом.
Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
С помощью нетрадиционного материала и техник рисования дошкольники создают новые, оригинальные работы, проявляют воображение, фантазию. Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию ребенка, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность. А также и для воспитателей в наработке эффективных приемов в работе с детьми, использовании новых технологий развивающего обучения.
Перспективный план работы с детьми
Тема Количество часов
учебных занятий
Информационно –
мотивационный
блок Цикл «Нетрадиционные техники рисования» 2
Технологический блок Цикл «Фрактальная монотипия» 2
Цикл «Предметная монотипия» 7
Цикл «Пейзажная монотипия» 5
Цикл «Ручная монотипия. Эстамп» 4
Проверочно – результативный блок Цикл творческих работ. 2
Всего 22
№ Тема Теория Практика Всего
«Нетрадиционные техники рисования»
1 Введение: правила техники безопасности, материалы и инструменты.
«Нетрадиционные техники рисования» 1 1
2 «Монотипия». Знакомство с творчеством художников. 1 1
«Фрактальная монотипия»
1 Знакомство с фрактальной монотипией.
«Кляксы - ляпсы» 0,5 0,5 1
2 Коллективная работа: «Волшебные краски». Задание дает детям сам педагог, по выполнению задания составляется коллективная работа. 1 1
«Предметная монотипия»
1 Знакомство с предметной монотипией.
«Бабочки – красавицы» 0,5 0,5 1
2 «На лугу» 1 1
3 «Аленький цветочек» 0,5 0,5 1
4 «Грибы для белочки» 1 1
5 «Разные деревья» 1 1
6 «Цветы в вазе» 0,5 0,5 1
7 Коллективная работа: «Где – то на белом свете». Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных. 1 1
«Пейзажная монотипия»
1 Знакомство с пейзажной монотипией.
«Деревья отражаются в воде» 0,5 0,5 1
2 «Сарафан надела осень» 1 1
3 «Яблоневый сад» 1 1
4 «Зимушка – зима» 0,5 0,5 1
5 Коллективная работа: «Путешествие в мир природы». Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных. 1 1
«Ручная монотипия. Эстамп»
1 Знакомство с ручной монотипией.
Эстампом. 1 1
2 Рисование на пластмассовой доске.
«Лето – дивная пора» 0,5 0,5 1
3 Рисование на полиэтилене.
«Мы на луг ходили» 0,5 0,5 1
4 Коллективная работа: «Волшебные краски природы». Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с выполнением работы. 1 1
«Творческие работы»
1 «Цветочные фантазии» 1 1
2 Коллективная работа: «Пусть всегда будет солнце». Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с выполнением работ. 1 1
Итого: 22
Диагностика развития художественно – творческих способностей
Методы и этапы исследования
Периоды учебного года Методы исследования Исполнитель Желаемые результаты
Адаптационный период (сентябрь) Диагностика художественно – творческих способностей детей по методике Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А.
(см. приложение
№11)
- Метод наблюдения. Педагог - Определение уровня стартовых
возможностей,
- координации и
тонкой моторики рук,
- творческого мышления у ребенка,
- практических умений.
Основной период.
Подведение промежуточных итогов (декабрь) - Мини выставки авторских работ.
- Коллективные выставки. Педагог Демонстрация результатов освоения проекта.
Итоговый период (февраль) Диагностика художественно – творческих способностей детей по методике Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А.
(см. приложение
№11)
– Итоговая выставка творческих работ
«Разноцветный мир».
- Фотовыставка «Дети в мире творчества». Педагог Определение уровня развития
художественно – творческих способностей детей в процессе освоения проекта.
Список литературы
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском саду». М. : «Просвещение», 1991 г.
Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М. : Педагогика, 1972.
Дьяченко О. М. «Развитие воображения у дошкольников».- М., 1986 год.
Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – С. -П. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» М., 1995г.
Комарова Т. С. «Интеграция в эстетическом воспитании детей» // Детский сад от А до Я. 2004г. № 6.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. «Цвет в детском изобразительном творчестве». М., 2002г.
Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». М. : «Творческий центр СФЕРА», 2005г.
Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М., 1985г.
Копцева Т. А. «Природа и художник» : Программа по изобразительному искусству. М., 2008г.
Кравцова Е. Е. «Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей» М. : «Просвещение»,1996 г.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.
Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб. : Питер, 2014.