Екатерина Сергеевна Исполинова
Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир".
ВВЕДЕНИЕ.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей – использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предмета. Усвоив сенсорные эталоны, дети могу использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии света можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Публикация «Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Этот разноцветный мир“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В результате мониторинга знаний и умений детей второй группы раннего возраста «Топотушки» был выявлен низкий уровень сенсорного развития, а именно цветового восприятия, у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является очень актуальным в этом учебном году.
Тема проекта : «Этот разноцветный мир».
Автор проекта : Исполинова Е. С.
Тип проекта : познавательно-творческий.
По количеству участников: групповой.
По срокам реализации: среднесрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года, родители.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей.
Объект исследования: обучение цветовому восприятию.
Цель проекта : закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете.
Задачи проекта :
· Образовательные:
Учить различать и правильно называть основные цвета;
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
· Развивающие:
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;
Развивать творческие способности и умения;
Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);
Развивать мелкую моторику;
Развитие связной речи у детей.
· Воспитательные :
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.
Срок реализации: месяц декабрь 2016г. (Среднесрочный)
Ожидаемый результат:
Дети свободно различают 4 основных цвета;
Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения
Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения;
Повысился уровень связной речи для детей;
Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе детей.
Ранний возраст - чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавательные связи и начинает развиваться речь. Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его нервно – психические связи блокируются, происходит задержка нервно – психического развития, развития речи.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе).
Сенсорное развитие ребенка начинается с первых дней жизни. Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. В раннем возрасте ребенку необходимо предоставлять богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 2-3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают знакомить с 4-ми основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым. После того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе работы по знакомству детей с цветом выделяют следующие этапы:
1. Различение цветов по принципы «такой - не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, накладывая их друг на друга. Когда ребенок сравнит цвета, взрослый их называет, не требуя от ребенка повторения названия цвета.
2. Зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Взрослый показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает ребенку найти предметы (картинки) такого же цвета. Взрослый сам называет цвет.
3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый.
Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ идет в течение всего учебного года в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.
Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.
Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в
сочетании со словесным заданием.
Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет,форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться дляих обозначения, научить детей осознанно использовать свойства привоспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разнойвеличины, формы, цвета. В работе с детьми используется приемопредмечивания изображения того или иного предмета при помощиэлементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаикадвух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как кхарактерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета,формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски четырех-восьми цветов и разноцветные листы
бумаги.
По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, вкоторых меняются условия выполнения задания. Такое варьированиепозволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета,поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев иусложнить действие, необходимое для образования более совершенных иобобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.
В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин,форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется ихповторение и активное воспроизведение.
Наилучшего результата при формировании сенсорных эталонов цвета у детей третьего года жизни можно добиться только при следующих условиях:
- в группе детей должны окружать яркие игрушки, в основном 4-х «основных» цветов;
- воспитателю необходимо систематически обращать внимание детей на цвет (форму, размер) предметов, окружающий детей как на специально подготовленных занятиях, так и в свободной деятельности, различных играх,
- воспитателю необходимо систематически обращать внимание на явления природы и выделять их характерные особенности (в том числе и цвет)
- воспитателю необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми.
Тема проекта : «Этот разноцветный мир».
Автор проекта : Исполинова Е. С.
Тип проекта : познавательно-творческий.
По количеству участников: групповой.
По срокам реализации: среднесрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года, родители.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей.
Объект исследования: обучение цветовому восприятию.
Цель проекта : закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете.
Задачи проекта :
· Образовательные:
Учить различать и правильно называть основные цвета;
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
· Развивающие:
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;
Развивать творческие способности и умения;
Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);
Развивать мелкую моторику;
Развитие связной речи у детей.
· Воспитательные :
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные
Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Практические
Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Музыкальные занятия;
Художественное творчество;
Конструирование;
Введение элементов соревнования;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Основные принципы реализации проекта :
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявлениятворчества, изменение правил).
Срок реализации: месяц декабрь 2016г. (Среднесрочный)
Ожидаемый результат:
Дети свободно различают 4 основных цвета;
Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения
Толчок для развития детского творчества и воображения;
Повышение уровня связной речи у детей;
Развитие у детей фантазии, эмоциональности;
Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Продукт проекта :
· пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми и пособиями;
· презентация по теме проекта.
Перспективы развития проекта :
· Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
· Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
· Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
· Продолжение работы по обобщению достижений прошлого в области сенсорного развития.
Структура проекта :
Подготовительный этап:
· Планирование работы
· Подбор и изучение литературы
· Подбор методического материала
· Подбор игрового материала
Продуктивный этап:
· Проведение серии тематических разноцветных недель с детьми :
«Красная неделя»;
«Синяя неделя»;
«Желтая неделя»;
«Зеленая неделя».
· Проведение консультаций для родителей.
Заключительный этап:
· Итоговое мероприятие «Волшебная кисточка в гостях у ребят».
· Выставки детского творчества по темам недель.
· Создание презентации по теме проекта.
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование предметно-развивающей среды.
Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Музыкальные занятия;
Художественное творчество;
Конструирование;
Введение элементов соревнования;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
1. Консультации на темы:
· «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
· «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
· «Дидактические игры по сенсорике».
2. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
3. Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».
4. Выставка дидактического материала
1. ПРС создавалась в групповом помещении с учётом возрастных особенностей детей, была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
2. Была дополнена дидактическими играми «Помоги ежику собрать грибы», «Найди цветок для бабочки»
3. Сюжетные и предметные картинки по темам недели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав мониторинг до и после осуществления проекта, можно сделать вывод, что выполнены все основные задачи, а именно:
· Образовательные:
дети различают и правильно называют основные цвета;
у детей сформировались зрительные способы обследования предметов;
· Развивающие:
развита зрительная реакция на предметы окружающего мира, дети стали замечать их цвет;
развились творческие способности и умения;
происходило развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память);
Развивалась мелкая моторика;
Большой скачок в развитии связной речи у детей.
· Воспитательные :
Дети научились играть рядом, не мешая друг другу;
Активно участвовали во всех мероприятиях.
Следовательно, если все задачи выполнены, то основная цель проекта (закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете) достигнута.
Ожидаемый результат был получен полностью:
Дети свободно различают 4 основных цвета;
Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения
Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения;
Повысился уровень связной речи для детей;
Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
В заключении можно сделать вывод, что проектная система отлично работает и дает высокие результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Памятка для родителей
по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
Уважаемые родители!
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Проводите совместные наблюдения и опыты.
8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье.
Для детей2-3 лет
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
Различные движущиеся игрушки;
Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки, матрешки и т. д. ;
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические,
Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия : положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
Разрезные картинки, пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками;
Парные картинки;
Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
Несколько видов мозаики;
Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); Банки разного размера;
Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.
Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
Приложение 2.
Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка :
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия :
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___ ___
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___
Спасибо за сотрудничество!