Елена Кирсанова
Педагогический проект «Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Анализируя совместную деятельность на тему «Что такое новый год?» мы выявили, что практически 100% дошкольников не знают истории появления праздника Нового года в России. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационно-творческий проект, в рамках которого познакомили детей с историей появления праздника в России.
Актуальность и значимость
Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется массово. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к предпраздничной суете, яркой иллюминации или принаряженной елке.
Публикация «Педагогический проект „Новый год“» размещена в разделах
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях - это, прежде всего, преданность своему Отечеству, и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта базируется на идее народной педагогики по формированию привязанности к своей культуре, рациональном использовании общенародных праздников, основанном на народных традициях и обычаях.
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года. В процессе интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года, его атрибутике, персонажах, лучших музыкальных, литературный и кинопроизведениях по теме.
Тип проекта :
а) По составу участников - групповой (дети, педагоги, родители);
б) По целевой установке - информационно-ориентированный, творческий;
в) По срокам проведения реализации - краткосрочный (1 - 3 недели декабря).
Проблема
В результате опроса, проводимого воспитателями в группе, выяснилось, что дети не знают историю возникновения праздника, его
традиций. Мы решили восполнить пробелы и узнать как можно больше об этом, а также украсить группу и создать атмосферу праздничного предновогоднего настроения. Новый год – это самый радостный, волшебный
праздник, которого ждут не только дети, но и взрослые.
Родители, часто ссылаясь на занятость, уделяют мало внимания детям
и реже принимают участие в делах сада, группы. Поэтому очень важно
сплотить коллектив родителей, вовлечь каждого участника в активный
творческий процесс. Было решено привлечь родителей к совместной деятельности по подготовке к новогодним праздникам.
Дети и родители должны стать непосредственными участниками проекта по подготовке к Новому году, полностью окунувшись в
предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Основная цель: приобщение ребенка с раннего возраста к народным культурным традициям, создание творческой, эмоционально-положительной атмосферы при подготовке к новогодним утренникам.
Задачи:
- Расширить представления детей об общенародном празднике новогодней елки;
- Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, побуждать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
- Воспитывать интерес к народной культуре, любовь к ручному труду, осознанно правильное отношение к традициям своего народа и народов мира;
- Перевести репетиционную форму подготовки к новогоднему утреннику в форму музыкально-творческого общения.
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр фрагмента сказки с празднованием нового года у разных народов
Беседы
Дидактические игры
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Дыхательные игры
Чтение и заучивание стихотворений
Прослушивание песен
Использование художественной литературы
Оформление групповой комнаты к Новому году, изготовление украшений с детьми.
Выставка детского творчества.
Формы работы с родителями:
Привлечение родителей в подготовке к выставке детского творчества.
Информация в родительский уголок.
Предполагаемые результаты:
У детей сформировано представление, что традиции празднования Нового года. Детям известно, что в стародавние времена Новый год праздновали не только в другое время, но и с другими атрибутами. Дети знакомы со сказочными новогодними персонажами различных стран, и знают в чем между ними отличия. Так же сформированы задатки поисковой деятельности. Детьми усвоены правила безопасности во время новогодних праздников, а так же при украшении новогодней елки. Научились рисовать елку разными способами, выполнять аппликацию, делать оригами новогодних украшений, сочиняют небольшие новогодние истории. Воспитано уважительное отношение к национальным традициям, бережное отношение к старинным вещам.
Этапы работы над проектом
1 этап – организационный.
В результате беседы с детьми, была выявлена проблема: поверхностные знания детей о празднике Нового года, вместе с тем у детей был большой интерес к данной теме, что и послужило причиной выбора темы проекта «Что такое Новый год?».
2 этап – планирование работы.
Побеседовав с детьми используя модель трех вопросов «Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, что бы узнать?» мы определили интересы детей, на основе которых был составлен план реализации проекта. Черновой вариант плана был предложен родителям для обсуждения, которые в свою очередь внесли свои дополнения и корректировки. В результате был составлен план работы над проектом «Что такое Новый год?».
3 этап – формирующий.
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану проекта.
4 этап – заключительный.
Подведение итогов, анализ полученных результатов.
План-схема работы с детьми и родителями
по реализации проекта
«Новый год пришёл к нам в гости…»
№ п/п Содержание работы Цель
1 Составление «Календаря пожеланий» Мотивирование детей определять для себя интересные задания, планировать свою деятельность в течение длительного времени, воспитывать уверенность в себе.
2 Беседа с родителями «Знакомство с проектом» Определение точек соприкосновения в интересах детей и родителей по теме проекта «Что такое Новый год?». Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
3 Беседа - презентация «Как праздновали Новый год на Руси в старину» Знакомство детей с историей возникновения праздника «Новый год», с особенностями его празднования в разные эпохи.
4 Беседа «Откуда елка к нам пришла?» Знакомство детей с разными версиями возникновения традиции – на Новый год елку наряжать.
5 Беседа «День рождения Деда Мороза» Знакомство с историей возникновения и развития образа Деда Мороза России.
6 «Путешествие в Великий Устюг» Обобщение представлений детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе
7 Беседа «Пусть праздник будет веселым» Знакомство детей с правилами украшения елки, расширение сведений детей о предметах, опасных в противопожарном отношении (бенгальские огни, фейерверки, хлопушки). Просмотр мультфильмов «Зимняя азбука безопасности».
8 Дидактическая игра «Найди отличия» Нахождение отличий между Дедом Морозом и Санта Клаусом. Расширение знаний детей о новогодних сказочных персонажах Дед Морозе и Санта Клаусе.
9 Дидактические игры «Да – нет» (елочные украшения, «Что растет на елке?», «Нарядим елочку» Развитие внимания, памяти, логического мышления.
10 Подвижные игры «Мороз Красный нос», «Два Мороза» Совершенствование двигательных умений и навыков, развитие ловкости, быстроты реакции.
11 Зимние забавы Метание снежков в снежную корзину, катание на санках, с горки на ледянках, спортивная игра «Хоккей», игра «Снежная крепость». Развитие координации движений, глазомера, общих двигательных навыков.
12 Оформление группы Создание новогодней панорамы на окнах, развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др. Воспитание желания создавать предпраздничную атмосферу в группе.
13 Исследовательская деятельность Опыты с водой: «Какая вода быстрее замерзнет: пресная, соленная или сладкая?», «Чем отличается лед пресной, соленной или сладкой воды?», «Цветные льдинки», «Превращение льда в воду, а воды в пар». «Изготовление искусственного снега». Развитие наблюдательности, умения исследовать объект, находить причинно-следственные связи.
14 Наблюдение за елью, сосной Закрепление: знаний о хвойных деревьях; умений находить отличие ели от других деревьев; умения определять, возраст ели; чем живая ель на участке отличается от искусственной.
15 Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников, изображения Деда Мороза, Снегурочки Развитие связной речь, используя, при описании и составлении рассказа сравнения и эпитеты.
16 Конструирование «Новогодние снежинки» Выработка умения изготавливать снежинки в нетрадиционной технике.
17 Выставка совместных работ детей и родителей «Новогодняя игрушка» Укрепление детско-родительских отношений. Развитие творческой фантазии и эстетического вкуса.
18
Выставка детских книг разных лет о Новогоднем празднике Развитие поискового интереса: найти книгу старше остальных. Знакомство с книгами о новогоднем празднике.
19 Чтение сказок «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Е. Ракитиной «Приключения Новогодних игрушек», Р. н. сказка «Дети Деда Мороза», лит. н. сказка «Старый Мороз и молодой Морозец». Развитие умения детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев.
20 Чтение стихотворений о Новом годе, елке С. Михалков «В снегу стояла елочка», С. Маршак «Песня о елке», К. Чуковский «Елка», С. Маршак «12 месяцев», И. Гурина «С Новым годом!», Ю. Кушак «Танцующая елка». Развитие умения детей эмоционально воспринимать художественные произведения. Упражнение в заучивании.
21 Слушание музыкальных произведений Детских новогодних песен, итальянский рождественский гимн. Развитие художественно-эстетического вкуса, умения чувствовать настроение и характер музыкального произведения.
22 Разучивание стихотворений, песен, поговорок, загадок о Новом годе Развитие памяти, логического мышления, активизирование пассивного словаря детей.
23 Новогодний утренник «Царица Ночь» Развитие артистических данных, воспитание ответственности за коллективную работу.
24 Итоговое мероприятие «Новогодняя викторина» Закрепление знаний детей, полученных во время работы над проектом, создание атмосферы праздника и волшебства.
25 Работа с родителями Оформление выставки книг разных лет издания о Новом годе, подбор стихотворений о елке, Дед Морозе, выставка работ «Новогодняя игрушка».
Укрепление детско-родительских отношений, развитие умения совместно договариваться о содержании предстоящей работы.
Продукт проектной деятельности
Снежинки для украшения детского сада к Новому году.
Полученные результаты:
• Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают.
• Дети могут составлять описательный рассказ о празднике.
• Дети знают подвижные игры со словами и с удовольствием в них играют.
• Приняли участие в проекте «Новый год у ворот».
• Дети совместно с родителями приняли активное участие в выставке «Рождественский сапожок».
• Дети отгадывают и загадывают загадки о празднике, решают кроссворды, отгадывают ребусы.
Выводы:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии.
Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.
Приложение
Сценарий организованной образовательной деятельности «Путешествие в город Великий Устюг»
Цель: обобщение представлений детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе.
Задачи:
- Обобщить представление детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе.
- Развивать познавательность, наблюдательность, активность.
- Развивать память, внимание, речь, фантазию, умение в определенной логической последовательности излагать свои мысли.
- Развивать желание, общаться между собой в непринужденной обстановке.
- Тренировать запоминание стихов, подбирать рифму.
- Воспитывать активность, любознательность, организованность.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «опочивальня», «гардеробная».
Материал и оборудование: ноутбук, елочка, снежок, слайды, новогодняя открытка, картинки о зиме, мешочек с новогодними игрушками, магнитофон, аудиозапись (звуки хрустального колокольчика, лучики от снежинки с разноцветными словами.
Содержание
Воспитатель. Родина Деда Мороза – Устюг.
Там он родился средь ветров и вьюг.
Там он живет средь искристых снегов,
Среди сосулек и холодов.
Мы с днем рождения его поздравляем
Встречи скорейшей, чудесной желаем.
Воспитатель. Дед Мороз приглашает нас в гости в город Великий Устюг. А чтобы оказаться у Дедушки Мороза в гостях, закройте глазки и произнесите волшебные слова: «Снип, снап, снуры, буры, базилюры» (звучит музыка, идет показ слайдов, первый слайд – терем).
Воспитатель. В старинном русском городе Великий Устюг с декабря 1998 года по инициативе Правительства г. Москвы и администрации Вологодской области задуман и реализуется проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». За свою богатую историю, необычайно привлекательный архитектурный облик, красоту окружающей природы Великий Устюг объявлен родиной русского Деда Мороза.
Воспитатель. В фольклоре и зимних праздниках многих народов обязательным участником шумных красочных торжеств является добрый старец — Дед Мороз. Вотчина Деда Мороза находится в 11 км от Великого Устюга в лесном массиве. На ее территории расположен Дом Деда Мороза.
Скажите, пожалуйста, что это за здание, на что оно похоже?
Воспитатель. Морозов терем – окна распашные, наличники резные…Ночью, как тысячами светлячков, разноцветными огнями переливается, ночную тьму разгоняет, добрые мысли людям посылает. При входе в терем камень желаний стоит. Коснись одной рукой камня заветного, другой – своей головы, загаданное и исполнится. А во дворе у Деда Мороза — волшебный колодец, ледовый городок со снежными горками, мельница радости.
В тереме 12 разных комнат. Самый большой – это тронный зал (показ слайда). Прямо посередине стоит наряженная елка и резной трон. На троне Дед Мороз восседает, гостей встречает. Еще, ребята, есть у Деда Мороза «Комната важных дел» (показ слайда). Как вы думаете, почему она так называется? Дед Мороз читает там письма от детей и взрослых, готовит подарки. А вы знаете, кто ему в этом помогает? Вы это узнаете, если составите из частей картинки.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
(снеговик, снегурочка, Михайло Потапыч, лиса).
Воспитатель. Еще в тереме Деда Мороза есть опочивальня – спальня (показ слайда). В спальне – опочивальне стоит кровать. Она большая, деревянная, резная. На ней большая и мягкая перина. В голове кровати – солнце красное, а в ногах – месяц ясный. На кровати подушки сложены пирамидкой, их ровно семь – на каждый день недели своя подушка. На стене висит зеркало. Но оно не простое, а волшебное. В нем Дед Мороз видит все свои владения.
Воспитатель. Ребята, заглянем в особую комнату - «Комнату желаний» (показ слайда). Представьте что вы сели за этот стол, покрытый белой вышитой скатертью, глазки свои закрывайте и в звон колокольчика хрустального вслушайтесь, какое желание загадаете, оно обязательно исполнится, главное, чтобы добрым оно было. Когда придете домой, вы можете написать письма со своими пожеланиями Деду Морозу в город Великий Устюг, родители вам в этом помогут.
Физкультминутка «Ледок»
Дети сидят на местах, воспитатель идет по кругу, льдинка в его руках скачет по протянутым ладоням детей. Все поют:
Скок – скок – скок – скок!
Ты катись, катись, Ледок,
Не по пням, не по дорожкам,
А по нашим по ладошкам.
Все ладошки сосчитай,
Все улыбки собирай,
Чтобы елка огоньками
Рассмеялась вместе с нами.
Воспитатель останавливается между двумя детьми, которые будут соревноваться за льдинку, они выходят на середину. Раз, два, три, беги! Двое детей бегут вокруг елки, оббегают круг, кто первый схватит льдинку, тот становится победителем.
Воспитатель. В резиденции Деда Мороза и другие диковинки водятся. Есть там мастерская подарков, ледник, зоопарк, в котором можно увидеть северных обитателей и большое количество разных птиц. Самое удивительное, что есть у Деда Мороза посреди его северной зимы, так это его летний сад с тропическими растениями.
Воспитатель. А теперь отправляемся на прогулку по «Тропе сказок». На ней можно встретить почти всех героев русских сказок.
Звучит песня «Российский Дед Мороз».
Воспитатель читает поздравление от Деда Мороза.
Воспитатель. В этом году новогодней столице России стал город Тамбов.
Сценарий организованной образовательной деятельности «День рождения Деда Мороза»
Цель: знакомство с историей возникновения и развития образа Деда Мороза России.
Задачи:
- расширять детский кругозор;
- углублять познания детей о любимом персонаже;
- прививать интерес к народным традициям;
- воспитывать доброе отношение к людям, стремление сделать других счастливыми;
- прививать интерес к сказке.
Содержание.
Дорогие девочки и мальчики!
Сегодня у меня прекрасное настроение, какое бывает в День рождения. Да-да, вы не ослышались, именно сегодня, 18 ноября, у меня день рождения! Я впервые за многие столетия получил поздравление! Прислал мне поздравление один мальчик.
Дедушка Мороз, ведь ты уже не молод
И огромный твой мешок тяжел
Не смотря на это, в дикий холод
Поздравляешь нас ты каждый год.
Вдруг подумалось: а ведь какая
всё-таки несправедливость в том,
что всегда и всех ты поздравляешь,
А тебя, наверное, никто.
С днём рожденья, дедушка мой милый,
Поздравляю от души тебя.
Пусть здоровье, молодость и силы
Дарит тебе звонкий смех ребят.
Пусть лишь радость дом твой наполняет
И не будет горя в нем и слез.
Пусть теплом тебя всегда встречает
Любящая бабушка Мороз!
Счастье и радость переполняют меня. Большое спасибо мальчику за прекрасные стихи и добросердечные пожелания. Приближаются новогодние праздники. Детвора ждёт праздничную ёлку, мандаринов, сладостей и пишет письма Деду Морозу, ожидая море подарков. Взрослые предвкушают праздничное веселье и, наравне с детьми, ожидают чуда и сюрпризов.
И сегодня я решил вам написать письмо, рассказать свою биографию, поведать вам о том, когда я родился и как я жил до сих пор.
И так… Вы меня знаете как доброго старого волшебника, который исполняет желания, любит послушных малышей. Но только образ доброго и отзывчивого старика возник далеко не сразу. История Деда Мороза, моя история, формировалась на протяжении тысячелетий. Сначала я был известен как маленький, сгорбленный старикан, с суровым нравом и являлся своеобразным отображением суровой русской зимы. Твердость, непоколебимость, жесткость и властный характер – вот такими были мои наиболее яркие черты. Я был известен под разными именами: Мороз, Трескун, Студенец, Карачун, воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Как бог Морок, я также считался богом лжи, обмана и заблуждений.
Вы, ребята, наверное, слышали такие выражения как «упасть в обморок», «морочить голову». И я выглядел как седой старик, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом. Встреча со мной сулила беду.
Злой и сердитый, я мог заморозить до смерти. Люди меня боялись, поэтому они старались задабривать меня, как могли: угощали блинами, киселём, приглашали к столу отведать кутью, печенье, просили не губить посевы. Моим неотъемлемым атрибутом была твердая деревянная палка, которой я наказывал непослушных малышей. Ваши мамы и папы говорили вам, наверное, не раз, что Дед мороз подарки раздает только послушным детям. Они правы. Я очень не люблю детей, которые не почитают родителей, не уважают старших, плохо учатся в школе, невоспитанны. И много-много лет назад я их за это наказывал.
В зависимости от своего настроения и конкретных обстоятельств, я мог выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного персонажа. То я мог быть Мужем зимы, то всесильным кудесником, то волшебником и дарителем, а то и судьёй. В зимнее время я обретал высшую власть: становился одним из наиболее могущественных существ. Не даром сложены строки:
Мои седые волосы и борода старца свидетельствует о моём почтенном возрасте, следовательно, — о мудрости и о владении могущественными магическими знаниями. Давно-давно я носил перчатки. Они были трехпалы, что считалось символом божественного начала. Сейчас я ношу привычные вам варежки. Белая рубаха и штаны изо льна, расшитые орнаментом, – признак божества, которое несет чистую энергию.
Красная длинная шуба, отороченная лебяжьим мехом, и шапка, расшитая серебром и жемчугом, и также оторочена мехом — моя постоянная одежда. Широкий пояс поверх шубы символизирует многовековую связь прошлых поколений с нынешним. А в руках я всегда ношу волшебный хрустальный посох, от прикосновения которого всё живое превращается в лёд.
Я не знаю своих родителей, не помню, кто создал мой образ, и всегда считал, что тех, кто меня придумал, попросту не существует, так как я считаю себя народным персонажем, неоднократно изменявшим свой облик и поведение.
Шли годы. Я старел и мудрел, характер мой тоже изменялся. И уже в 20 веке меня наделили лучшими моральными качествами. Жители России увидели рослого и могучего богатыря, одетого в синий плащ, шапку и рукавицы.
Собственно, именно так и произошло возникновение Деда Мороза как символа нового года. Этот период я люблю больше всего, потому что я из злого старика превратился в горячо любимого персонажа, приобрел общенародное признание. Я стал частым гостем в каждом доме.
Отказавшись от повозки с оленями, я стал управлять традиционной русской тройкой.
Но главным событием в своей жизни я считаю появление моей очаровательной спутницы – внученьки Снегурочки.
И как же мне не радоваться! Только российский Дед Мороз может похвастаться такой красавицей. Ни в одной стране мира нет такой спутницы у Деда Мороза. Она сопровождает меня на всех праздниках!
Очень приятно осознавать, ребята, то, что меня полюбили и взрослые и дети, что ни один Новый год не наступал без моего прихода. А сколько стихов и песен сложил народ про Деда мороза и Снегурочку!
Без Дедушки Мороза
Снежинки не летят,
Без Дедушки Мороза
Узоры не блестят.
Без Дедушки Мороза
И елки не горят,
И нету без Мороза
Веселья для ребят.
И ныне я рисую зимние узоры на окнах. Не сменил свой посох и в бороде моей по-прежнему живёт вьюга. Всё так же я могущественен и сковываю льдом реки, наметаю непроходимые сугробы.
Но дети считают меня олицетворением доброты, щедрости и ответственности. И я очень горд тем, что способствовал созданию вашего счастливого и незабываемого детства. Теперь я не замораживаю людям сердца, а, наоборот, согреваю их своей любовью.
Я работаю круглый год! Ко мне приходят сотни тысяч писем от детей со всех концов света. И вы мне можете написать, ребята. Ваше письмо обязательно дойдет ко мне, если вы на конверте напишите: Россия. Великий Устюг. Деду Морозу.
Я их все читаю и пишу всем ответы. Мне бы очень хотелось видеть вас в гостях. Двери моей вотчины для вас всегда открыты. Жду