Получи документы

Педагогический проект по слушанию музыки балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» для старших дошкольников

Елена Трухачева
Педагогический проект по слушанию музыки балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №53 «Лесная полянка»

Городского округа Балашиха

Музыкально-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста

«Сказка в музыке»

Балет «Щелкунчик», П. И. Чайковского

Подготовили:

Публикация «Педагогический проект по слушанию музыки балета П, И, Чайковского „Щелкунчик“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Музыкальный руководитель

Высшей категории

Митрохина Н. Ю.

Музыкальный руководитель

Первой категории

Трухачева Е. Ю.

Балашиха, 2021

Вид проекта : тематический, групповой, комплексный.

Участники: дети подготовительной группы.

Возраст детей: 6-7 лет.

Продукт совместной деятельности: знакомство с содержание сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик», музыкальные занятия, изготовление рисунков и поделок, выставка совместных работ детей и родителей.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ;

2. Выставка детских работ.

Постановка проблемы

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир. В нем мы дадим представление детям о том, что такое балет, обогатим словарный запас ребят, научим внимательно слушать музыку, понимать её настроение, содержание сказки.

Наша главная задача - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

Мы считаем, что выбранная тема обладает мощным ресурсом для формирования осознанного восприятия музыки, постижения её выразительного смысла, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.

Краткое описание проекта

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в наглядной и увлекательной форме познакомить детей с балетом, как видом искусства, продолжить знакомить с музыкальными инструментами, с такими понятиями как – оркестр, жанр, марш, вальс, танец.

В результате реализации проекта у детей сформированы представления о том, что такое балет, оркестр, солирующие музыкальные инструменты, дети подробно познакомятся с жанрами танец и марш. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Проект реализовывался через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

В реализацию проекта были вовлечены дети подготовительных групп их родители, музыкальные руководители и воспитатели.

Цель проекта

Познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи проекта :

1. Учить понимать художественную выразительность классической музыки, особенности её языка.

2. Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

3. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта :

1. Дети познакомятся с содержание сказки «Щелкунчик», Э. А. Гофмана, и музыкой балета Петра Ильича Чайковского.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

3. сформируются представления о том, что такое симфонический оркестр, какие музыкальные инструменты входят в его состав.

Популяризация данного проекта

Осуществлялась различными путями:

1. Через презентацию данного проекта для родителей и педагогов детского сада.

2. Участие в конкурсе губернатора «Наше Подмосковье».

Оценка результатов

Оценка эффективности по итогам работы производится по трем направлениям: дети, педагоги, родители.

Определение продвижения детей отслеживалось через проведение итогового слушания музыки балета с применением интерактивной викторины.

По окончании проекта проведена выставка совместных работ детей и их родителей.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 1, 5 месяца и проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 неделя).

На этапе проводилась совместная работа музыкального руководителя с воспитателями и родителями детей подготовительных групп, главная задача – познакомить детей со сказкой Э. А. Гофмана «Щелкунчик».

2 этап – основной (4 недели).

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 неделя)

Итоговый, включающий в себя проведение итоговых занятий, выставки детских работ, сбор и обработку диагностических результатов, и сопоставление поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Изготовление поделок, рисунков.

Оборудование и оснащение педагогического процесса

1. Создание видеоролика с фрагментами видео балета.

2. Подобрать иллюстрированный материал.

3. Создание интерактивной итоговой викторины.

4. Изготовление атрибутов для музыкальных занятий.

Цикл музыкальных занятиях в рамках проекта по слушанию музыки балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Занятие 1.

Цели:

- знакомить с музыкой балета и сюжетом сказки;

- учить чувствовать характер музыки.

Ход занятия:

Педагог : ребята, сегодня я расскажу вам удивительную сказку, она называется «Щелкунчик».

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его.

И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки.

Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала : «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя».

Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Дети. Музыка радостная, нежная.

Педагог. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Дети. Весёлый, шуточный.

Педагог. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» - «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?

Дети. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

Педагог. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты - трубы и барабаны (звучит запись).

Занятие 2.

Цели:

- Продолжать знакомить детей с музыкой балета.

- Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

Ход занятия:

Педагог. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)

Дети. Это марш, весёлый, шуточный.

Педагог. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

Дети. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

Педагог. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная.

Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

Дети. Спокойная, ласковая.

Педагог. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

Дети. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

Педагог. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).

Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.)

Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Дети. Радостная, взволнованная, нежная.

Занятие 3.

Цели:

- Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия:

Педагог. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).

Дети. Это танец Мари и принца.

Педагог. Как звучит эта музыка?

Дети. Радостно, счастливо.

Педагог. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Дети. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

Педагог. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент - гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент - фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки - трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент).

К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.)

И наконец, звучит первая мелодия - торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр - мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.)

Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.

Занятие 4.

Цели.

- Знакомить детей с вальсами из балета.

- Учить различать характер, настроение каждого произведения.

- Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Ход занятия:

Педагог. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты).

Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент).

Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» - нежный, полётный вальс лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на балу (играет фрагменты).

В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Дети. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

Педагог. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое.

Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.)

Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?

Дети. Праздничный и нежный.

Педагог. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн, то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)

В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Дети. Очень торжественный, праздничный.

Педагог. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись - фрагмент средней части.)

Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

Занятие 5.

Цели.

- Знакомить детей с музыкой танцев балета.

- Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

- Формировать тембровый слух детей.

Ход занятия:

Педагог. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?

Дети. Волшебная, нежная.

Педагог. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») - музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.)

Затем - арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)

Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») - шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец - трепак (звучит запись).

Танец пастушков - один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

Занятие 6.

Цели:

Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

Педагог. Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог исполняет их на фортепиано или включает запись.)

Сегодня мы устроим с вами «Музыкальную викторину». Мы будем слушать музыку, и угадывать её название.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского»Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского» Ход мероприятия:Музыкальный руководитель:Доброе утро,ребята! На новогоднем утреннике мы с вами исполняли шумовой оркестр на барабанах и.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группе Цель: формирование интереса к классической музыке Задачи: -познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей.

Конспект НОД «Выставка музыкальных картин». Доминантное занятие по слушанию музыки КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ «Музыкальная выставка» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе.

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна Описание материала: Предлагаю музыкально-методическую разработку по слушанию.

Обзор и презентация к 20-летию постановки балета «Щелкунчик» в Мариинском театре с декорациями и костюмами М. ШемякинаОбзор и презентация к 20-летию постановки балета «Щелкунчик» в Мариинском театре с декорациями и костюмами М. Шемякина Премьера балета состоялась в Мариинском театре 12 февраля 2001 года Говорят, что нет места на земле, где бы больше любили сказку «Щелкунчик.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с разными видами спорта» Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сятра-Хочехматский.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Сценарий новогоднего представления для детей подготовительной группы по мотивам балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»Сценарий новогоднего представления для детей подготовительной группы по мотивам балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» Ведущий: Любой из нас, конечно, ждет Веселый праздник Новый год Но больше всех на свете Ждут праздник этот дети. В детство двери отворяем,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Автор публикации:
Педагогический проект по слушанию музыки балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» для старших дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2022 в 09:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по слушанию музыки балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трухачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД