Анна Прокопьева
Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с разными видами спорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сятра-Хочехматский детский сад «Дружба»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Педагогический проект
"Ознакомление дошкольников с разными видами спорта"
Автор: воспитатель Иванова А. В.
Чебоксары
2019г.
Содержание:
1. Паспорт проекта. 2-4стр.
2. Актуальность. 5 стр.
3. Анализ внешней среды. 6-7стр.
4. Анализ внутренней среды. 7-8стр.
5. Цели и задачи проекта. 8 стр.
6. Участники проекта. 8 стр.
7. Ресурсы. 8-9стр.
Публикация «Педагогический проект „Ознакомление дошкольников с разными видами спорта“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
8. Механизм реализации проекта. 9 стр.
9. План реализации проекта. 10-11стр.
10. Ожидаемые результаты. 11стр.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта. 11стр.
12. Список литературы. 12стр.
13. Приложение. 13стр.
паспорт проекта
Название проекта:Ознакомление дошкольников с разными видами спорта
Тема проекта: Дошкольники и спорт
Автор проекта:воспитатель Иванова Анна Владимировна
Место реализации проекта:МБДОУ "Сятра-Хочехматский детский сад "Дружба"
Проблема на решение которой направлен проект:Проблема сохранения интереса к спорту у родителей и детей
Цель проекта:
Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи проекта :
-закрепить у детей представление о здоровом образе жизни;
-развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, сноровку и выносливость;
-познакомить детей с различными видами спорта;
-формировать представление об Олимпийских играх, о соревнованиях в целях физического совершенствования, в котором участвуют спортсмены всех стран;
-пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
-усилить связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье;
-использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;
-изучать положительный опыт семейного физического воспитания и пропагандировать его среди родителей.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы (6-7 лет), воспитатель, родители, музыкальный руководитель,социум
Сроки реализации проекта: 01.03.2019-31.03.2019 (1 месяц)
Ресурсы: музыкальный центр, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью фонограмм для выполнения упражнений, фотографии и картины с изображениями различных видов спорта, портреты спортсменов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, разнообразный спортивный инвентарь и оборудование для проведения спортивных соревнований.
Ожидаемые результаты:
-сформированность знаний детей о разных видах спорта, об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны;
-проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом;
-пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
-у детей расширятся двигательные возможности; -повысится компетентность родителей в вопросах физической культуры и спорта;
-родители станут более активно принимать участие в жизнедеятельности ДОУ.
Актуальность
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем состоящих перед обществом. Решение проблем снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания.
Многие родители, к сожалению, недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Родители не занимаются физическими упражнениями совместно с ребенком, не ходят со своими детьми в туристические походы.
Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Вот почему проблема сохранения интереса к спорту у родителей и детей становится для ДОУ актуальной. Так возникла идея проекта: через тесное взаимодействие с семьями воспитанников расширить представления детей о спорте, сформировать интерес у родителей к совместным занятиям спортом, походам с детьми, показать родителям важное здоровьесберегающее значение физкультуры в жизни ребенка.
Анализ внешней среды
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
Планирование работы по данной образовательной области — это проектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования. С целью формирования социокультурной среды, соответствующей психологическим и физиологическим особенностям детей МБДОУ "Сятра-Хочехматский детский сад "Дружба"" необходимо устанавливать и расширять партнерские связи с учреждениями культуры, организациями дошкольного и дополнительного образования. Открытость и интегрированность детского сада способствует созданию благоприятных условий для распространения эффективных технологий работы с
дошкольниками. Социокультурное окружение детского сада представлено следующими
социальными партнерами:
-Сарабакасинская сельская библиотека;
- Сарабакасинский дом культуры.
В целях осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне в соответствии с требованиями ФГОС ДО осуществляется взаимодействие с "Сятра-Хочехматская СОШ".
В марте 2019 года был открыт маршрут "д. Сятракасы -п. Кугеси". В связи с этим у МБДОУ "Сятра-Хочехматский детский сад "Дружба" появилась возможность взаимодействовать с социальными партнерами п. Кугеси такими как Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Центр спорта и здоровья "Улап"
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Сятра-Хочехматский детский сад "Дружба" Чебоксарского района Чувашской Республики функционирует с 1988 года. Расположен по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Сятракасы, ул. Центральная, д. 10.
Учредителем является администрация Чебоксарского района, расположенная по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Кугеси, ул. Шоссейная, д. 15
Проектная мощность здания расчитана на 110 человек. Фактический списочный состав -70 человек. ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в ДОУ -12 часов, с 6.30 до 18.30, выходные-суббота, воскресенье, празничные дни.
В ДОУ функционирует 3 группы. В каждой группе есть свое игровое, раздевальное, умывальное и туалетное помещение. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игровым, музыкальным и физкультурным оборудованием. Материально – технические условия: музыкальный зал, спортивный зал, методический кабинет, медицинский кабинет,спортивная площадка. Дошкольное образовательное учреждение осуществляет дошкольное образование в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Национально-региональныйкомпонент решается через парциональную программу: «Программа образования ребенка - дошкольника», Л. В. Кузнецова. Программы и технологии скоординированы между собой, что позволяет обеспечить целостность педагогического процесса и непрерывность образования.
Кадровый потенциал ДОУ: всего 6 педагогов, из них: 5 воспитателей; 1 музыкальный руководитель.
Проведя педагогическую диагностику родителей по выявлению интересса родителей и детей к спорту, мы получили следующие результаты: 85% родителей заинтерессованны в том, чтобы их дети занимались спортом, 15% родителей не заинтересованны этим видом деятельности для своих детей.
Однако существуют риски в реализации данного проекта, которые могут выражаться в недостаточной активности со стороны родителей.
Цели и задачи проекта
Цель-Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи проекта:
закрепить у детей представление о здоровом образе жизни;
-развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, сноровку и выносливость;
-познакомить детей с различными видами спорта;
-формировать представление об Олимпийских играх, о соревнованиях в целях физического совершенствования, в котором участвуют спортсмены всех стран;
-пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
-усилить связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье;
-использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;
-изучать положительный опыт семейного физического воспитания и пропагандировать его среди родителей.
Участники проекта
1. Воспитатель
2. Дети подготовительной к школе группы
3. Родители воспитанников
4. Музыкальный руководитель
5. Социум
Ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Программно-методическое обеспечение:
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. ,2015.
Методическое обеспечение:
1. "Проектная деятельность в детском сад/авт. -сост. Н. А. Васильева. -Чебоксары: ГАПОУ ЧР "ЧПК"Минобразования Чувашии, 2017.-200с. ;
2. "Физическая культура в детском саду:Старшая группа"/Пензулаева Л. И. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-112с. ;
3. "Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений"/Пензулаева Л. И. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-128с.
Кадровые ресурсы:
1. Воспитатель- Иванова А. В. ;
2. Музыкальный руководитель- Самсонова Л. Н.
Материально-технические ресурсы: спортивный зал, музыкальный зал, спортивная площадка,компьютер, музыкальный центр, проектор, спортивное оборудование, принтер, диски и кассеты с записью фонограмм для выполнения упражнений,фотографии и картины с изображениями различных видов спорта, портреты спортсменов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Информационные ресурсы:информационные стенды для родителей и детей, сайт детского сада, презентации, интернет.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
-изучение нормативно-правовых документов;
-анализ ресурсного обеспечения;
-определение участников проекта, плана проектных мероприятий;
- анкетирование (опрос)родителей; -беседа с детьми. -проведение бесед,встреч;
-рассматривание картин и иллюстраций;
-чтение стихов;
-разучивание песен;
-дидактические игры;
-спортивные игры; -просмотр мультфильмов;
-сюжетно-ролевые игры, -проведение НОД;
-консультация для родителей;
-изготовление наглядно-информационного материала; -проведение конкурса детских рисунков. Обобщение результатов работы над проектом:
-итоговое анкетирование родителей;
-изготовление стенгазеты; -проведение эстафеты; - оформление выставки детских работ.
План реализации проекта
1 неделя (подготовительный этап)
Работа с детьми:
1)утренняя гимнастика;
2)НОД (познавательное развитие)беседа "Виды спорта"
3)Д/И "Зарядка по картинкам" (Приложение 2);
4)П/И "Не теряй равновесия" (Приложение 3);
5)Споривная игра футбол;
6)Чтение и заучивание стихов о спорте: "Маленький спортсмен" Е. Багряна, "Хоккей" С. Козлов, "Горка" А. Прокофьев (Приложение 4);
7)Просмотр мультфильма "Спортландия"
Работа с родителями:
1)Анкетирование (опрос) "Роль физкультуры и спорта в жизни семьи" (Приложение 1)
Работа воспитателя:
1)постановка целей;
2)определение актуальности и значимости проекта;
3)изучение нормативно-правовых документов;
4)анализ ресурсного обеспечения;
5)определение участников проекта, плана проектных мероприятий.
2 неделя (основной этап)
Работа с детьми:
1)Утренняя гимнастика;
2)НОД (продуктивная деятельность) рисование "Мой любимый вид спорта";
3)Встреча с призером ГТО Чайниковой Ренатой;
4)Спортивная игра "Баскетбол";
5)Прослушивание и заучивание песен о спорте (ответственный-музыкальный руководитель Самсонова Л. Н.): "Спортивный марш" И. Дунаевский, "Я со спортом подружусь" Д. Трубачев. (Приложение 4);
6)Д/И"Спортивный куб" (Приложение 2);
7)Просмотр мультфильма "Необыкновенный матч"
Работа с родителями:
1)Консультация "Как выбрать вид спорта ребенку" (Приложение 5);
2)Конкурс детских рисунков "Я со спортом дружу" (сотворчество с детьми)
Работа воспитателя:
1)изготовление папки-передвижки "Что такое ГТО"
3 неделя (основной этап)
Работа с детьми:
1)Утренняя гимнастика;
2)НОД (познавательное развитие) беседа "Олимпийские игры";
3)Д/И "Назови и расскажи" (Приложение 2);
4)П/И "Передача мяча по кругу" (Приложение 3);
5)Спортивная игра "Городки";
6)Рассматривание картин и иллюстраций на спортивную тему;
7)Сюжетно-ролевая игра "Олимпийские игры" (Приложение 6).
Работа с родителями:
1)Изготовление стенгазеты "Спорт в нашей жизни" (принести заготовки).
4 неделя (заключительный этап)
Работа с детьми:
1)Утренняя гимнастика;
2)НОД (физическое развитие) эстафета "Сильные,смелые, ловкие";
3)Д/И "Больше движений"(Приложение2);
4)П/И "Найди себе пару" (Приложение 3);
5)Спортивная игра "Настольный теннис";
6)Изготовление стенгазеты "Спорт в нашей жизни";
7)Беседа "Что мы узнали о спорте".
Работа с родителями:
1)Итоговое анкетирование (опрос) "Роль физкультуры и спорта в жизни семьи" (Приложение 1);
2)Изготовление стенгазеты "Спорт в нашей жизни"сотворчество с детьми);
Работа воспитателя:
1)Подведение итогов;
2)Оформление выставки детских работ.
Ожидаемые результаты
-Сформированность знаний детей о разных видах спорта, об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны;
-проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом;
-пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
-у детей расширятся двигательные возможности; -повысится компетентность родителей в вопросах физической культуры и спорта;
-родители станут более активно принимать участие в жизнедеятельности ДОУ.
Перспективы дальнейшего использования проекта
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Данный проект могут использовать в своей работе образовательные учреждения.
Список используемой литературы:
1. "Проектная деятельность в детском сад/авт. -сост. Н. А. Васильева. -Чебоксары: ГАПОУ ЧР "ЧПК"Минобразования Чувашии, 2017.-200с. ;
2. "Физическая культура в детском саду:Старшая группа"/Пензулаева Л. И. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-112с. ;
3. "Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений"/Пензулаева Л. И. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-128с
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. ,2015.
Приложение
Приложение1
Анкета (опрос для родителей) Роль физкультуры и спорта в жизни семьи 1. Посещает ли кто-то из членов Вашей семьи какие-нибудь спортивные или физкультурно-оздоровительные секции? Как часто?___ ___ ___ 2. Занимается ли кто-то из членов Вашей семьи физкультурой и спортом самостоятельно? В чем это выражается?___ ___ ___ 3. Каким видом спорта занимается (будет заниматься) Ваш ребенок?___ ___ 4. Ради какой цели Ваш ребенок посещает (будет посещать) секции по физкультуре и спорту? (Укажите 2-3 главные для Вас цели) - поддержать или улучшить здоровье, - сохранить или улучшить телосложение, осанку, походку; - развить силу, ловкость и другие физические качества; - улучшить настроение, - испытать свои силы, проверить себя; - уметь постоять за себя; - достигнуть высоких спортивных показателей; - сделать здоровым свой образ жизни; - занятия не посещает и пока не планируем посещение; - другое (напишите)___ 5. Что, по Вашему мнению, необходимо делать, чтобы вести здоровый образ жизни? - заниматься физкультурой, спортом, туризмом; - не курить, не употреблять спиртного, избавиться от вредных привычек; - соблюдать режим питания, не переедать и не голодать; - достаточно спать; - вести подвижный образ жизни; - соблюдать режим дня (все делать примерно в одно и то же время); - затрудняюсь ответить. 6. Ваше отношение к комплексу ГТО и выполнению его нормативов? - положительное; - скорее отрицательное; - скорее положительное; - отрицательное; - нейтральное; - не знаю, что такое комплекс ГТО. 7. Кто из Вашей семьи планирует выполнить нормативы комплекса ГТО?___ 8. Как Вы думаете, сможет ли Ваш ребенок выполнить норматив комплекса ГТО I ступени (6-8 лет) в детском саду?___ Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2 "Дидактические игры"
1)«Спортивный куб» 4-7 лет
Цель: формировать у детей интерес к физкультуре; закреплять умения выполнять движения по схематическому изображению, упражнять в ориентировке по отношению к самому себе, способствовать творчеству. Активизировать речь. Материал: куб со сменными карточками, на которых изображены физические упражнения (знакомые детям). Правила: играют 1-6 человек. Ребенок кидает куб с изображением упражнений, называет выпавшее движение и выполнение его. Все играющие повторяют движение. Затем куб переходит к следующему игроку. Усложнение: менять карточки с упражнениями на более сложные задания.
2)«Назови и расскажи» 5-7 лет.
Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта, в которых используется мяч; развивать у детей внимание, память и общий кругозор.
Материал: карточки 10 х 15 см. с изображением видов спорта: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, водное поло, конное поло, регби, бейсбол, большой теннис, настольный теннис, хоккей с мячом, гольф, боулинг, бильярд, художественная гимнастика, толкание ядра. Предварительная работа: детям предлагают назвать виды спорта, в которых используется мяч. Есть командные, парные и индивидуальные виды спорта, зимние и летние. В них используются мячи разных размеров, формы и веса. Может использоваться только мяч или другое оборудование. Например, ворота, кольцо, клюшка, ракетка, бита, кегли, лошади, бассейн, сетка (волейбол, настольный теннис) и другое. В командных играх есть две команды, которые соревнуются между собой. Например, баскетбол, футбол, волейбол, гандбол, водное и конное поло, регби, хоккей с мячом, бейсбол. В индивидуальных – спортсмены сражаются по одному. Например, выступление с мячом в художественной гимнастике, толкание ядра. В паре: гольф, большой теннис, настольный теннис, бильярд. В каждой игре свои правила, свой уровень. В одни играют просто для развлечения, в другие даже на олимпийских играх.
Правила: на середину стола выкладывают карточки картинками вниз. Дети выбирают одну из них и по очереди рассказывают всё, что знают об этом виде спорта. Затем другим детям разрешается что-то добавить. Выигрывает тот, кто более полно рассказал о своём виде спорта. Усложнение: Детям предлагают показать (имитация) движения, характерные для данного вида спорта. Нарисовать оборудование, необходимое для данного вида спорта. Придумать новый вид спорта, назвать его.
3)«Зарядка по картинкам» 5-6 лет.
Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; приучать детей к самостоятельному выполнению общеразвивающих упражнений, опираясь на изображение. Материал: карточки с изображением общеразвивающих упражнений, которые выкладываются в комплекс утренней гимнастики.
Правила: данную игру лучше проводить с группой детей. Перед игроками выложены пронумерованные карточки с изображением общеразвивающих упражнений. Первый игрок выбирает карточку с №1, внимательно смотрит на изображение и выполняет упражнение на счет 1-2 (1-4). Затем второй игрок выбирает карточку с № 2 и т. д. (Количество повторов одного упражнения регулирует взрослый)
4)«Больше движений» 5-7 лет.
Цель: формировать у детей интерес к двигательной деятельности; закреплять знания детей о способах выполнения основных видов движений и их названий.
Материал: 5 карточек, на каждой из которых изображен вид движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание). Разнообразный физкультурный инвентарь и оборудование, которые помогут в выполнение разнообразных движений.
Правила: Игроки делятся на две и более команд. Игрок первой команды вытаскивает одну карточку, и игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Например, если на карточке изображена ходьба, то игроки первой команды договариваются, какой вид ходьбы они будут показывать и выполняют этот вид ходьбы, а игроки других команд должны определить, как называется это движение. Затем следующий вид ходьбы выполняет вторая команда и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все виды и способы ходьбы не будут названы и показаны. Затем вторая команда вытаскивает следующую карточку с другим движением, и игра продолжается. За каждое правильно показанное, правильно названное движение команда получает очко; команда, которая не сумела показать движение – теряет одно очко. В конце игры подсчитываются очки и выявляется команда – победитель.