Наталья Мавашева
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в группе компенсирующей направленности «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по развитию мелкой моторики
в группе компенсирующей направленности
Тема: «Репка»
Продолжительность проекта – 01.09. 2017 – 15.12 2017
Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности, воспитатель
Возраст детей: разновозрастная группа детей компенсирующей направленности
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Мелкая моторика
- Проекты, проектная деятельность
- «Репка»
- «Репка». Проекты
- Темочки
Интеграция образовательных областей - физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Актуальность
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.
"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А. Рычкова).
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.
Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик»и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта
развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
Задачи проекта
- укреплять мелкую моторику пальцев рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных форм, методов и приемов
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием, тактильные ощущения
- закреплять навыки рисования, лепки, аппликации
- развивать память, внимание, мышление, связную речь
- формировать эмоциональную отзывчивость и социально - коммуникативные навыки
- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Организация НОД (лепка, рисование, аппликация, игры с песком, игры с природным материалом, массаж рук с помощью подручных предметов и природных материалов, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, чтение художественной литературы, сказки «Репка», дидактические игры, консультации родителей по теме, изготовление папок-передвижек для родителей по теме, организация информационно-образовательной среды
Совместная деятельность детей и родителей:
Беседы по данной теме, совместные прогулки на природу (дети и родители,
изготовление скворечников, сотрудничество с педагогами
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
Выбор темы, постановка целей и задач.
Написание перспективного плана.
Подбор материала для занятий и игр с детьми.
Подбор консультативного материала для родителей.
Основной этап.
План реализации проекта.
Содержание проекта.
Сентябрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Посадим репку»
2. Игры с прищепками
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш)
4. Пальчиковая гимнастика «Репка»
5. Подвижная игра «Репка»
6. Чтение сказки «Репка»
7. Лепка «Репка»
8. Дидактическая игра «Посчитай репки»
9. Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Педагогический проект
по развитию мелкой моторики
в группе компенсирующей направленности
Тема: «Репка»
Тип проекта - краткосрочный
Продолжительность проекта – 01.09. 2017 – 15.12 2017
Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности, воспитатель
Возраст детей: разновозрастная группа детей компенсирующей направленности
Интеграция образовательных областей - физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Актуальность
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.
"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А. Рычкова).
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.
Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик»и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта
развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
Задачи проекта
- укреплять мелкую моторику пальцев рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных форм, методов и приемов
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием, тактильные ощущения
- закреплять навыки рисования, лепки, аппликации
- развивать память, внимание, мышление, связную речь
- формировать эмоциональную отзывчивость и социально - коммуникативные навыки
- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Организация НОД (лепка, рисование, аппликация, игры с песком, игры с природным материалом, массаж рук с помощью подручных предметов и природных материалов, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, чтение художественной литературы, сказки «Репка», дидактические игры, консультации родителей по теме, изготовление папок-передвижек для родителей по теме, организация информационно-образовательной среды
Совместная деятельность детей и родителей:
Беседы по данной теме, совместные прогулки на природу (дети и родители,
изготовление скворечников, сотрудничество с педагогами
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
Выбор темы, постановка целей и задач.
Написание перспективного плана.
Подбор материала для занятий и игр с детьми.
Подбор консультативного материала для родителей.
Основной этап.
План реализации проекта.
Содержание проекта.
Сентябрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Посадим репку»
2. Игры с прищепками
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш)
4. Пальчиковая гимнастика «Репка»
5. Подвижная игра «Репка»
6. Чтение сказки «Репка»
7. Лепка «Репка»
8. Дидактическая игра «Посчитай репки»
9. Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Сентябрь. 3-4 неделя.
1. Игры с песком «Найди репку»
2. Игры со шнурками
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)
4. Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки»
5. Гимнастика «Огород у нас в порядке»
6. Рисование «Репка»
7. Раскрась картинку «Репка»
8. Пальчиковый театр «Репка»
9. Дидактическая игра «Найди похожую репку»
10. Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»
Октябрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Спрячь репку»
2. Игры с фасолью
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (пробки)
4. Пальчиковая гимнастика «Кошка»
5. Подвижная игра «Кошки-мышки»
6. Сюжетно - ролевая игра «Репка»
7. Аппликация «Репка»
8. Дидактическая игра «Сколько репок спряталось?»
9. Папка - передвижка для родителей «Пальчиковые игры для малышей в стихах»
Октябрь. 3-4 неделя.
1. Игры с песком «Ухаживаем за репкой»
2. Игры с палочками
3. Массаж рук с помощью природных материалов (шишки)
4. Пальчиковая гимнастика «Мышка»
5. Подвижная игра «Урожай»
6. Театр на магнитах «Репка»
7. Аппликация природными материалами (семечки, крупа) «Репка»
8. Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»
9. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику на кухне»
Ноябрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Огород»
2. Игры с бусинами
3. Массаж рук с помощью массажных мячиков
4. Пальчиковая гимнастика «Собачка»
5. Подвижная игра «Огород у нас в порядке»
6. Настольный театр «Репка»
7. Рисование нитками «Кошка», «Жучка»
8. Дидактическая игра «Чей хвост?»
9. Консультация для родителей «Ниткография»
Ноябрь. 3-4 неделя.
1. Игры с песком «Мокрый песок»
2. Игры с мозайкой
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (резиночки)
4. Пальчиковая гимнастика «Огород»
5. Подвижная игра «Варим суп»
6. Перессказ сказки «Репка»
7. Рисование пластилином «Дед», «Бабка», «Мышка»
8. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
9. Консультация для родителей «Рисование пластилином»
Декабрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Песок и вода»
2. Игры с крупами
3. Суджок
4. Пальчиковая гимнастика «Репка»
5. Подвижная игра «Кошка»
6. Сюжетно-ролевая игра «Репка»
7. Оформление групповой работы «Репка»
8. Дидактическая игра «Построй по образцу»
9. Консультация для родителей «Природные материалы для развития мелкой моторики»
Заключительный этап
Подведение итогов проектной деятельности.
Результат.
Итогом проектной деятельности стала выставка групповой работы.
Работа над проектом способствовала :
- повышению уровня развития мелкой моторики рук у детей, двигательной активности
- формированию стремления детей к творчеству
- развитию воображения, фантазии
- формированию познавательного интереса к природе
- развитию коммуникативных навыков и способов социального взаимодействия
- развитию психических функций - мышления, памяти, внимания, речи
- улучшению ориентировки в пространстве
Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в работе на плановых ежедневных занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Родители познакомились с работой, которая проводится в группе с детьми по данной теме и её значении, охотно принимали участие в совместных мероприятиях.
Перспектива.
- продолжить работу по развитию, укреплению мелкой моторики у детей - разработать систему занятий, игр и упражнений для дальнейшей более эффективной работы
-подготовить для родителей мастер – классы, консультации по данной теме
Сентябрь. 3-4 неделя.
1. Игры с песком «Найди репку»
2. Игры со шнурками
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)
4. Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки»
5. Гимнастика «Огород у нас в порядке»
6. Рисование «Репка»
7. Раскрась картинку «Репка»
8. Пальчиковый театр «Репка»
9. Дидактическая игра «Найди похожую репку»
10. Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»
Октябрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Спрячь репку»
2. Игры с фасолью
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (пробки)
4. Пальчиковая гимнастика «Кошка»
5. Подвижная игра «Кошки-мышки»
6. Сюжетно - ролевая игра «Репка»
7. Аппликация «Репка»
8. Дидактическая игра «Сколько репок спряталось?»
9. Папка - передвижка для родителей «Пальчиковые игры для малышей в стихах»
Октябрь. 3-4 неделя.
1. Игры с песком «Ухаживаем за репкой»
2. Игры с палочками
3. Массаж рук с помощью природных материалов (шишки)
4. Пальчиковая гимнастика «Мышка»
5. Подвижная игра «Урожай»
6. Театр на магнитах «Репка»
7. Аппликация природными материалами (семечки, крупа) «Репка»
8. Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»
9. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику на кухне»
Ноябрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Огород»
2. Игры с бусинами
3. Массаж рук с помощью массажных мячиков
4. Пальчиковая гимнастика «Собачка»
5. Подвижная игра «Огород у нас в порядке»
6. Настольный театр «Репка»
7. Рисование нитками «Кошка», «Жучка»
8. Дидактическая игра «Чей хвост?»
9. Консультация для родителей «Ниткография»
Ноябрь. 3-4 неделя.
1. Игры с песком «Мокрый песок»
2. Игры с мозайкой
3. Массаж рук с помощью подручных предметов (резиночки)
4. Пальчиковая гимнастика «Огород»
5. Подвижная игра «Варим суп»
6. Перессказ сказки «Репка»
7. Рисование пластилином «Дед», «Бабка», «Мышка»
8. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
9. Консультация для родителей «Рисование пластилином»
Декабрь. 1-2 неделя.
1. Игры с песком «Песок и вода»
2. Игры с крупами
3. Суджок
4. Пальчиковая гимнастика «Репка»
5. Подвижная игра «Кошка»
6. Сюжетно-ролевая игра «Репка»
7. Оформление групповой работы «Репка»
8. Дидактическая игра «Построй по образцу»
9. Консультация для родителей «Природные материалы для развития мелкой моторики»
Заключительный этап
Подведение итогов проектной деятельности.
Результат.
Итогом проектной деятельности стала выставка групповой работы.
Работа над проектом способствовала :
- повышению уровня развития мелкой моторики рук у детей, двигательной активности
- формированию стремления детей к творчеству
- развитию воображения, фантазии
- формированию познавательного интереса к природе
- развитию коммуникативных навыков и способов социального взаимодействия
- развитию психических функций - мышления, памяти, внимания, речи
- улучшению ориентировки в пространстве
Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в работе на плановых ежедневных занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Родители познакомились с работой, которая проводится в группе с детьми по данной теме и её значении, охотно принимали участие в совместных мероприятиях.
Перспектива.
- продолжить работу по развитию, укреплению мелкой моторики у детей - разработать систему занятий, игр и упражнений для дальнейшей более эффективной работы
-подготовить для родителей мастер – классы, консультации по данной теме