Приложение МААМ

Педагогический проект по гражданско-правовому воспитанию «Я — часть России» в подготовительной к школе группе

Кулькова Юлия
Педагогический проект по гражданско-правовому воспитанию «Я — часть России» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Публикация «Педагогический проект по гражданско-правовому воспитанию „Я — часть России“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Однако, патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В. А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. Л. И. Новикова, анализируя труды И. А. Ильина, выявляет оригинальность идей данного автора на сущность и понимание патриотизма как такового.

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Дошкольный возраст - лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Для того чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, нужно рассказать о тех, которые мы используем в своей работе: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть неожиданное. Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Используя в своей работе проекты, мы решаем следующие задачи:

- формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;

- формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);

- формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон;

- развитие активности и самостоятельности.

Работа над проектом проходит несколько этапов, представляю пошаговый алгоритм:

1. Шаг первый - выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить, другим словом мотива. Что же послужило мотивом для нашей исследовательской работы?

2. Шаг второй - это постановка цели исследования.

3. Шаг третий - определение исследовательских задач – основных шагов. Основной вопрос – что мы хотим узнать?

4. Шаг четвертый - составление предварительного плана исследования - обсуждение вариантов поиска информации.

5. Шаг пятый - проведение исследования.

6. Заключительным этапом является подготовка вывода, ответа на вопрос – достигнута ли цель.

Могут применяться также различные методы, в зависимости от вида исследования. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада или презентации. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают атрибут в зависимости от вида исследования – чаще всего мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом исследовательской работы по теме могут быть папка (альбом) с иллюстрациями, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов, персональная или групповая выставка.

7. Шаг седьмой - указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д.

Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика. В нашем детском саду создан музей «Мордовская изба». Мы провели беседу и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать свой собственный «музейный комплекс». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали «мини-музеем». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченную тематику.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне будет проведена патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Планируется, что дети подготовительной группы совместно с родителями изготовят поздравительные открытки.

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

1 этап проекта (подготовительный) (основные шаги по реализации проекта) – постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Цель проекта : воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.

Задачи:

- закреплять знания о государственной символике России;

- воспитывать чувство гордости за свою страну;

- воспитывать интерес к истории своей Родины;

- расширять представления о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, русским прикладным искусством;

- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках;

- расширять знания о малой Родине;

- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;

- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;

- расширять предметно-развивающую среду;

- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

- воспитывать активную жизненную позицию;

- расширять словарный запас.

Участники проекта :

- дети подготовительной к школе группы;

- воспитатели;

- родители.

Срок реализации: 2018-2019 учебный год.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие, социализация.

Ожидаемый результат:

Для детей: дети испытывают гордость за свою страну, интересуются ее историей; знают традиции русского народа, символику России, историю малой Родины; получают более глубокие знания о своей стране.

Для родителей: осознание важности воспитания патриотических чувств и качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов : повышение уровня педагогического мастерства, приобретение нового опыта.

Формы работы:

Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, художественное творчество, наблюдение, прогулки.

Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений.

Основной этап реализации проекта.

Перспективный план работы по реализации проекта.

Сроки реализации I блок: семья, детский сад.

Сентябрь-октябрь Беседы «Традиции моей семьи», «Право ребенка на имя», «Мамочка моя», «Мой любимый детский сад».

Художественная литература Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения», З. Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Художественное творчество Рисование: «Дом, в котором я живу», «Моя семья».

Развлечение 1 сентября – день знаний.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».

Речевое развитие Описательный рассказ «Моя мама».

Подвижные игры «Пирог», «Горелки», «Карусели».

Экскурсии Прогулки по улицам города, на детских площадках.

Работа с родителями Консультации для родителей «Традиции семьи в воспитании детей». Родительское собрание «Готовимся к школе».

II блок: малая Родина.

Ноябрь-декабрь Беседы «День пожилых людей», «Мой город», «Республика Мордовия».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов Рассматривание символики городов республики Мордовии, своего города.

Художественное творчество Аппликация «Открытка для бабушки».

Экскурсии Экскурсия в детскую библиотеку, в СОШ №40.

Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», «Строим дом».

Дидактические игры «Дом, улица, город», «Заборчик».

Подвижные игры «Совушка», «Золотые ворота».

Речевое развитие Описательный рассказ «Дом, в котором я живу».

Работа с родителями Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

III блок: защитники Отечества. Масленица.

Январь-февраль Беседы «День защитника Отечества», «Военные», «Наша родная армия», «Масленичная неделя».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица».

Художественная литература Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок промасленицу.

Художественное творчество Рисование «Портрет защитника Отечества», аппликация «Открытка для папы», обрывная аппликация «Солнышко».

Пальчиковая гимнастика «На постой», «Капитан».

Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».

Подвижные игры «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики».

Развлечение День защитника Отечества.

Работа с родителями Консультация «Ребенок и его Родина».

IV блок: народное творчество

Март-апрель Беседы «Устное народное творчество», «Народные промыслы», «Русская матрешка», «Хороводные игры на Руси».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов Иллюстрации «Народные промыслы», «Русская матрешка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

Художественное творчество Рисование «Чайник, расписанный гжелью», «Хохломская досочка».

Художественная литература Русские народные сказки.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки».

Подвижные игры «Гори, гори ясно», «Горелки», «Ручеек».

Работа с родителями Консультация «Какие русские народные сказки читать детям».

V блок: Российская Федерация.

Май Беседы «История возникновения государства Российского», «Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России», «Москва – столица России», «Башни Кремля».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов Фотоальбом «Россия – моя страна», карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители России».

Художественное творчество Рисование «Кремль».

Художественная литература Русские народные сказки, чтение и разучивание стихотворений о России.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Родина моя».

Подвижные игры «Горелки» с платочком, «Рожок», хороводная игра «Перелет птиц».

Работа с родителями Консультация «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников».

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа) Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа) Воспитатель: Самойлова М. С. «Патриотизм.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско-правовому воспитанию Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско- правовому воспитанию на тему: «Русская береза —.

Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию «Любимый Тамбов, гордимся тобой» в старшей группе Воспитатель Полякова Т. М. Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Любимый Тамбов, гордимся тобой!». Старшая группа. Цель:.

Конспект занятия по правовому воспитанию для детей подготовительной группы Тема: «Я имею право» Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры Задачи: Образовательные задачи: -учить детей.

Педагогический проект с участием родителей «Пусть меня научат» в подготовительной к школе группеПедагогический проект с участием родителей «Пусть меня научат» в подготовительной к школе группе Цель проекта: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство,повышение психолого- педагогической компетентности родителей в вопросах.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Народные промыслы России» Проект «Народные промыслы России" Воспитатель Андреева Е. В. Актуальность проекта: Традиции мастеров художественных промыслов России уходят.

Педагогический проект для подготовительной к школе группы «Живи, родник традиций!» Актуальность проблемы От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество,.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Маленькие россияне» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Маленькие.

Проект «Национальные традиции России — золотая хохлома» в подготовительной к школе группе Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный. Вид проекта: среднесрочный. Участники проекта: дети.

Экологический проект в подготовительной к школе группе «Человек — часть природы» Экологический проект в подготовительной к школе группе Автор проекта: Вшивкова Анна Владимировна. Цель: формировать у детей понимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по гражданско-правовому воспитанию «Я — часть России» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 7 июня 2019 в 11:45
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по гражданско-правовому воспитанию «Я — часть России» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Кулькова Юлия (УИ 1224233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД