Андреева Екатерина
Педагогический проект в старшей логопедической группе «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные промыслы России"
Воспитатель Андреева Е. В.
Актуальность проекта :
Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.
Публикация «Педагогический проект в старшей логопедической группе „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т. д., знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Участники проекта : Воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.
Цель проекта :
• Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;
• Изучить традиционные промыслы и ремесла России.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный;
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Дата проведения: 01.07.18 по 31.06.2019 года.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения, творческого мышления
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Основной этап
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Народные промыслы России» :
Виды совместной деятельности Наименование мероприятий
Непосредственно образовательная деятельность
Формирование целостной картины мира
Тема: «Народные промыслы»,
Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
Конструирование / Ручной труд
Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре.
Чтение художественной литературы:
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка», произведений фольклора на тему народных промыслов; разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Рисование:
Тема: «Золотая хохлома»; «Рисование матрешек (различные виды росписи)»; «Укрась тарелочку (хохлома)»; «Роспись чашки с блюдцем (гжель)»; «Гжельские петушки»; «Роспись досок (городецкая роспись)»
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику "золотой хохломы" : назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор.
Лепка / Аппликация:
Тема: лепка: «Дымковская барышня», «Дымковский петушок (папье-маше)»; аппликация: «Расписной поднос», «Чудо валенок»
Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями.
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин промыслов», «Угостим матрешек чаем»
Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты», «Дверная скважина», «Укрась слово» и т. д.
Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун»
Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес?», «Чудеса красно-коричневой росписи», «Дымковские мастера», «Веселые матрешки», «Что такое хохлома», «Гжель сине-голубое чудо», «Что такое валенки», Чудо городецкой росписи», «Жостовские подносы»
«Речевое развитие»
Обучение рассказыванию
«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Богат Ермошка»
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .
«Физическое развитие» Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»
П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»
А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»
Д- «Прогулка в лес» (Картотека)
Подвижные народные игры;
Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,
«У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
Художественно – эстетическое развитие»
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой
Роспись дымковские барышни
«Роспись досок. Городецкая роспись».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала
Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”
«Познавательное развитие» Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки)
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
«Досуговая деятельность» Проведение различных тематических досугов и праздников на тему «Праздники на Руси»
Взаимодействие с родителями и социумом
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари;
Рекомендации родителям посетить музей и различные выставки;
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.