Светлана Чумакова
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско-правовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско- правовому воспитанию
на тему:
«Русская береза — символ моей Родины»
Выполнила: Чумакова Светлана Анатольевна
МБДОУ детский сад №3
Сосновка 2019г
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско-правовому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, как символ Родины, о её удивительных особенностях, пользе. Формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов. Активизировать словарь детей : гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы.
Развивающие: Развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности; творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитательные : воспитывать чувство любви к Родине, любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: Беседы; экскурсия по территории детского сада; наблюдение и рассматривание деревьев на участке ДОУ; рисование, конкурс рисунков «Символы России; рассматривание выставки произведений художников; чтение и заучивание стихов о березе, загадки.
Материал и оборудование: Макет дерева без листьев, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, берёзовый сок, картинки: семена берёзы, спил, чага, берёза в разные времена года, схемы как растёт берёза; берёзовые пенёчки, дерево в разные сезоны., кора берёзы, сосны; проектор.
Словарная работа: чечевички, чага.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
.- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Мотивация к деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг
- Ребята, вызнаете, что у каждого человека есть Родина, родной дом, дом где он родился. Скажите как называется наше государство?
Посмотрите кто пришёл к нам в гости.
(Заходит девочка, в костюме берёзы)
Берё зка: -Ребята, помогите мне пожалуйста, злой колдун заколдовал меня. У меня нет листочков, потому что я не могу отгадать его задания.
- Нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Закроем глазки и отправимся в волшебный лес.
- И вот мы с вами в волшебном лесу.
Включаю звуки леса.
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит макет берёзы без листочков, с конвертами.
Ребята мы с вами находимся в берёзовой роще и давайте подышим свежим воздухом.
Проводится дыхательная гимнастика.
Роза и одуванчик
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.
Бабочки
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть листочки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о берёзе как символе России. Дети садятся полукругом на пенёчки из берёзы.
(ответы детей)
- Береза - символ красоты России, русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.)
- Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща)
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.
(вместе с детьми под песню «То берёзка, то рябина» водят хоровод
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.
Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).
- На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. За свою красоту береза стала символом России.
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить листочек для березки? (Да)
Воспитатель и дети прикрепляют листочек к березке.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.
- Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры деревьев, попробуем её на ощупь кору берёзы, что произошло? А кору сосны попробуем?
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий)
- Мы тогда можем прикрепить листочек для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
3. Физкультминутка «Деревья»
Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (Приседания)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души (Шагают на месте.)
И на место вновь пошли.
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием: Рассказать о пользе березы (Ответы детей).
- Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)
Давайте попробуем настоящий берёзовый сок. (дети пробуют сок)
- Мы тогда прикрепляем листочек для березки?
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием: Вырастить дерево и определить сколько лет ему.
Игра «Вырасти дерево» : Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части). Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).
Игра «Определи возраст березы»(на проекторе) : Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (определяют сколько лет)
- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? (Да. Мы вырастили березку, посчитали, сколько ей лет).
- Мы тогда можем прикрепить листочек для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют листочек к березке.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё? (почитать стихи о берёзе как символе России).
Дети читают стихи:
Береза – символ России,
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанья стихами в любви.
Береза – символ России,
Царица русских полей.
Она средь невест всех красивей,
Величественней и белей.
Шелестом листьев березы
Шепчет Россия нам.
Весной святой родины слезы
Бегут у берез по стволам.
Береза – символ России,
Печаль в ней и радость земли.
Веками ей песни дарили,
С поклоном к березе все шли.
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.
- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями.