Анна Вшивкова
Экологический проект в подготовительной к школе группе «Человек — часть природы»
▼ Скачать +Заказ
Экологический проект в подготовительной к школе группе
Автор проекта : Вшивкова Анна Владимировна.
Цель: формировать у детей понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников.
Краткая аннотация к проекту :
Публикация «Экологический проект в подготовительной к школе группе „Человек — часть природы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы:
Каждый год в нашей жизни что- то меняется. Меняются и города. Но не всегда в лучшую сторону. Магазины и магазинчики, кафе и рестораны, офисы и торговые центры вытесняют природу, а мы не можем представить, как можно жить без компьютера, машины, бытовой техники. А что же будет через пятьсот лет? Посадят дерево и будут ходить на экскурсию, чтобы подышать настоящим свежим воздухом. Какими же будут города в будущем?
Разные есть города. Есть города красавцы, города чистюли. Жить там здорово! А есть такие города, где людям живется плохо: в их городе много экологических проблем. И если не решать эти проблемы, то город будущего будет городом в дыму! Город в дыму похож на вулкан, он извергает весь дым и пыль на себя. Над городом висит густой дым, от которого слезятся глаза, щиплет нос и першит горло. Дым закрывает солнце. А как же будут расти растения?
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеют деревья. Они дают нам необходимую древесину. Украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к природе. Углубить их знания о значении природы в жизни людей. Разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь и заботиться об окружающем мире природы не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Тип проекта :
Краткосрочный(10-25 сентября 2018г., исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта :
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта :
- формирование у дошкольников осознанного отношения к природе.
- освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
- формирование представлений о своем организме и здоровом образе жизни.
- ознакомление детей с экологическими проблемами в городе.
- развитие понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- развитие потребности заботится об окружающей живой природе.
- развитие воображения, фантазии, речи, мышления, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- формирование таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы.
- воспитание положительного отношения к окружающему миру, к живой и неживой природе.
- ознакомление с законами природы, формирование ответственности за совершение разнообразных действий в окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Анализ ситуации:
Из бесед с детьми мы поняли, дети мало знают об ухудшение состояния воды, воздуха, земли, которое последовало в результате потребительского отношения человека к природе и угрожает здоровью и жизни людей в настоящем и будущем. У детей наблюдается низкий уровень экологических знаний и понимания того, что природу нужно оберегать каждому человеку на планете.
Постановка проблемы:
Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте попробуем стать защитниками нашей природы.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап –Заключительный
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему : «Береги природу».
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Занятие по познавательному развитию (экспериментирование) на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. (Окрашивание воды. Очистим воду. (Каждый ребенок пропускает в загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой)
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Беседы:
Беседа «Наш дом-природа». Цель: закреплять представление о человеке как о части живой природы, (выходя за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – на природе).
Беседа «Что такое окружающая среда». Цель: помочь детям понять, что такое окружающая среда.
Беседа по экологии : Наша «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Проводить беседу в форме диалога, способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.
Беседы: «Что было бы, если из-под крана текла грязная вода?» Цель: развивать воображение, фантазию. «Как мы используем воду?». Цель: закрепить знания детей, для каких целей мы используем воду и правила пользования водой, об охране водных ресурсов.
Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
«Откуда берётся мусор?». Цель: закрепить знания о бытовом, промышленном мусоре и его ликвидации (захоронение, сжигание, переработка).
Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Игры – викторины в группе на тему : «Юные экологи».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Дети, давшие наибольшее количество правильных ответов, попадают в состав команды для участия в районной интеллектуально-развлекательной игре «Юные Эколята»
Дидактические игры:
Слов. игра «Закончи предложение» (вода нам нужна, чтобы, чистый город-это)
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания Детей о насекомых.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дид. игра «Сортируем мусор». Цель: закрепить
знания о сортировке мусора при выбрасывании
(пластик, бумага, стекло, метал, опасные отходы,
ненужные вещи)
Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы: Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ). М. Шкурина «Сказка о дождике». М. Скребцова «Липкины дары».
А. Лопатина «Мудрость дерева». А. Лопатина «Жизнь дерева».
А. Барто «Зарядка». Стихи Н. Л. Степанова «Спорт больше, чем увлечение…»,
стихи о здоровье: Е. Л. Мохова «Здоровье собою что представляет?»,
Труд в группе «Чистота - залог здоровья». Чистка прогулочного участка от опавших листьев, обрезание веток на деревьях – кронирование, сезонная чистка клумбы – подготовка к зиме.
Взаимодействие с родителями, домашнее задание – поработать по данной теме – подготовка детей к экологической викторине «Юные Эколята».
Заключительный этап
Подведение итогов
Участие команды детей из 5 человек «Туристы» в районной экологической игре «Юные Эколята».
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
3. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
4. Дыбина О. В, Рахманова Н. П, Щетинина В. В. «Неизведанное рядом».
5. Аджи Алла Викторовна «Открытые мероприятия для детей старшей группы».
6. С. Н. Николаева «Юный эколог»
7. Н. А. Рыжова «Наш дом - природа».
Фото работы над проектом.
Викторина в группе :
Рисованию на тему: «Береги природу» :
Экспериментирование на тему «Вода – волшебница» :
Очистка прогулочного участка от опавших листьев, обрезание веток на деревьях – кронирование:
Участие в районной интеллектуально-развлекательной игре «Юные Эколята» :
Диплом победителей:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы. В ходе реализации проекта были достигнуты у детей следующие результаты:
- сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней.
- научились самостоятельно анализировать и делать выводы.
- сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому.
- возросла умственная и речевая активность.
- знания и впечатления использовали на практике и изодеятельности.
Критерии и показатели эффективности проекта :
Система работы по экологическому воспитанию пополнила багаж знаний и представлений детей о взаимосвязи живой природы и человека. Только их непосредственное участие, активность, заинтересованность темой проекта дали возможность применить полученные знания на практике уже сейчас. Педагогам отрадно наблюдать, что в душе их воспитанников не осталось места равнодушию и жестокости.
Описание достигнутых образовательных результатов:
Дети мечтают жить в зеленом городе, где много деревьев и цветов, улицы просторные и широкие, чисто вокруг. Вокруг города растет лес, куда вечером или в выходной можно выходить гулять с родителями. Транспорт тоже будет зеленый, он не будет выбрасывать вредный газ, и ездить будет бесшумно.
Вот в таком городе дети хотят жить. Для этого каждому надо быть аккуратным на улице, беречь природу, а еще лучше каждому посадить по одному дереву! Вот тогда будет приятный воздух вокруг! Ребятам нашей группы нарисовали, в каком городе хотят жить. Все ребята выбирали зеленый город, а в задымленном городе никто жить не захотел.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о природе, которая находится рядом с нами. Научил видеть, что она нуждаются в заботе и охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такой "благодатный период", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст «дружные всходы».
К итогам проекта можно отнести второе место в районной интеллектуально-развлекательной игре «Юные Эколята». Одно из призовых мест заняла команда «Туристы» подготовительной группы №6.
Я очень надеюсь, что проведенная работа способствовала укреплению чувства любви к родному городу, природе, и формированию бережного отношения к ним.