Морозова Надежда
Педагогический проект для подготовительной к школе группы «Живи, родник традиций!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект для подготовительной к школе группы
Актуальность проблемы
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Именно этой идеей пронизаны и «Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан».
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций.
Публикация «Педагогический проект для подготовительной к школе группы „Живи, родник традиций!“» размещена в разделах
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создают сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
В последнее время о традициях говорят много. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны : сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.
Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.
Семья – это самая благородная форма существования человека.
Наш проект : «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.
Цель проекта :
Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи проекта :
1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Тип проекта
Практико-ориентированный, открытый, коллективный, краткосрочный
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Описание проекта.
Этапы реализации проекта.
I этап – «У истока» – ознакомительный.
Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.
1. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»
2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап – «Возрождение» - просветительский
Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.
1. Консультации для родителей на темы:
«Народные праздники»
«Почему пекут блины в масленичную неделю?»
«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
«Сказки, рассказанные на ночь»
«Колыбельная для малышей»
«Игры, хороводы наших бабушек»
«День рождения – только раз в году»
«Как удивить детей новогодними подарками?»
«Что вы знаете о фольклоре?»
2. Папка передвижка «Рекомендации по организации детских праздников».
3. Информация в родительский уголок «Возрождение семейных традиций».
4. Сбор семейных реликвий.
5. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.
6. Изготовление семейных альбомов, стенгазет «Моя семья».
7. Выставка «Семейные увлечения».
8. Родительское собрание:
«В каждой семье свои традиции»;
9. Работа с детьми:
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Служба спасения», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Мы военные».
Дидактические игры:
«Кому, что нужно для работы», «Разные профессии».
Настольно-печатные игры:
«Народные промыслы», «Мамины помощники».
Игры драматизации по произведениям:
«Гуси-лебеди», «Красная шапочка».
Социальное развитие:
Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
Наблюдение детей за членами семьи: «Что делают мамы, папы, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге»
Знакомство с семейными реликвиями.
Беседа на тему: «Семейные праздники и традиции».
Просмотр семейных фотографий
Речевое развитие:
Составление творческих рассказов детьми на тему «Моя семья самая хорошая», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший день рождения».
Беседа на тему: «Профессии моих родителей», «Кем я могу гордиться в моей семье»
Разучивание пословиц и поговорок о семье, беседа о дне матери, разучивание песен, стихов о маме.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
Чтение рассказов В. Асеева «Почему», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалкова «А что у вас», Б. Емельянова «Мамины руки», Л. Толстова «Косточка».
Физическое развитие:
Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
Разучивание русских народных подвижных игр «Филин и пташки», «Стадо», «Кот и мыши».
Рассказы детей о семейных походах в бассейн, о традиции посещения в бани, катании на велосипеде, роликовых коньках.
Познавательное развитие:
НОД «Наши имена», «Откуда произошла моя фамилия», «Моя родословная».
Рассматривание предметов, изготовленных руками прабабушек, прадедушек из «Бабушкина сундука».
«Герб семьи».
Художественно эстетическое развитие:
Рисование на тему: «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Чаепитие в кругу семьи», «Моя любимая семья», «Золотая хохлома», «Роспись чайника Гжель».
Аппликация: «чайных сервиз», «Русская Матрешка».
Музыка: Прослушивание русских народных песен, мелодий. Пение песен, частушек. Игра на музыкальных инструментах. Разучивание танцев, хороводов.
III этап – вечер развлечения «Всей семьей за чашкой чая» - заключительный
Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
Развлечение «Всей семьей за чашкой чая», Оно будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной МБОУ в этом направлении.
Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»
Конкретные ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
прошлое своей семьи;
происхождение своей фамилии;
народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т. д.);
смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;
приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
знать свою родословную, минимум до третьего колена;
откуда произошли их фамилии;
будут знать историю своих реликвий;
знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
научатся организовывать семейные праздники;
сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
разработают планы НОД, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят словарный запас детей;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству МБОУ и семьи;
создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
Оценка результатов.
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.
Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.
Литература
1. Астахов П. А., Я и семья. – М. : Эксмо, 2009. – 96с. : ил. – (Детям о праве).
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.-207 с.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
4. Гуров В. Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
6. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., ил.
7. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
8. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании : Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
9. Оберемок С. М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.