Елена Сорокина
Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике»
(1 часть)
Проект направлен на формирование у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, обращать внимание на проблему.
Вид проекта. Долгосрочный.
Участники проекта. Воспитатели, родители.
Цель проекта. Донести до внимания воспитателей и родителей дидактический материал, позволяющий сформировать интерес к решению логических и арифметических задач.
Публикация «Информационный проект „Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи проекта.
1. Подбор дидактического материала для составления картотеки по математике.
2. Оказание помощи воспитателям и родителям в активизации мыслительных процессов детей при организации занятий и самостоятельной деятельности старших дошкольников.
Предполагаемый результат. Формирование и совершенствование общих умственных способностей: логика мысли, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления, через занимательный материал по математике.
Актуальность.
Большой интерес у ребят вызывают задачи на смекалку, головоломки, различные занимательные игры. В таких занятиях формируются очень важные личностные качества ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, в ходе решения которой дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает качества, которые впоследствии будут необходимы для профессионального мастерства.
Любому виду занимательного материала, значительную важность придают игровые элементы. Этот материал можно разделить на три основные группы: развлечения, математические (логические) игры и задачи, дидактические игры и упражнения.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Например: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Такие игры, как «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек» предлагают строгую логику действий.
Дидактические игры и упражнения различны по форме и содержанию. Но все они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, упражняют ребят в счете и вычислениях.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения являются эффективным средством развития и обучения детей дошкольного возраста как на занятиях математикой, так и во внеурочное время.
Предлагаю вашему вниманию небольшую картотеку игр для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Цепочка примеров» (игра предлагается для индивидуальной работы)
Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры. Две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.
Дидактическая игра «Отгадай число»
Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на две группы, ответивший неправильно, выбывает из игры.
Дидактическая игра «Только одно свойство»
Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырех цветов маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры на одного участника необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.
Цель. Закрепить знание свойства геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать ее.
Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур. Начинающий игру кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.
Дидактическая игра «Числовой ряд»
Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой. Открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.
Дидактическое упражнение «Назови число»
Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры. Взрослый говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число. К результату прибавь 1. У тебя получилось число 5.»
Логическая задача «Сколько взять конфет?»
Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры. Предлагается условие задачи: «В пакете лежат конфеты двух сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы две конфеты одного сорта?» (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.