Елена Викторовна Ефимова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании продуманного цикла мероприятий познавательного характера, в которых знания явились бы руководством к поведению, служили бы базой для формирования необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечивали оценку и самоконтроль поведения для сохранения и укрепления своего здоровья.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладение ребёнком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретение умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений. Для того чтобы эти знания привести в соответствие с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально-организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира Эта особенность заложена от природы В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое», под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.
С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности не только в отношении непосредственно-воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
В наше время произошло резкое изменение социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня нужна творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребёнка «учить сомневаться», а именно научить ребёнка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребёнок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятом, высказать свои предположения.
Обучение должно быть «проблемным». Оно должно содержать элементы исследовательского поиска. Строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти способы её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Существуют различные формы работы с детьми : группой, подгруппой, индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение должно отдаваться групповым и подгрупповым формам работы. Ребёнку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых : контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность организуется в форме диалога ребёнка со взрослым и другими детьми в группе
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:
- развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности)
- освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений
- освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира
- развитие восприятия, мышления, речи
- расширение кругозора детей
Проанализировав все особенности познавательно-исследовательской деятельности, можно предположить, что данный вид деятельности может быть эффективным средством формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Усвоение знаний о здоровом образе жизни на основе познавательно-исследовательской деятельности будут способствовать наиболее эффективному самопознанию и формированию ценностного отношения к своему здоровью, укреплению собственного организма.