Юлия Кадыева
Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников
Пространственно-временная организация деятельности ребенка является базовой функцией и лежит в основе формирования высших психических функций, детской деятельности и эмоциональной жизни ребенка. Формирование пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. На протяжении дошкольного возраста дети накапливают большое количество представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве. Формирование пространственных представлений способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, логических операций, а также дает предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Публикация «Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Как отмечает А. Н. Леушина [1], формирование у дошкольников математических представлений, в особенности пространственных, должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в основных понятиях. Поэтому одним из средств развития пространственных представлений можно считать геометрический материал, обладающий перечисленными выше характеристиками.
Изучение геометрического материала развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и пространственное восприятие и воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Поэтому актуальность данного исследования определяется наличием развивающего потенциала геометрического материала как средства оптимизации процесса формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Ильинская СОШ» детского сада «Аленушка» с сентября 2015 до настоящего момента. Экспериментальную выборку составили 20 детей в возрасте 5-6 лет, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группа.
Для выявления уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп использовался комплекс диагностических методик. С целью выявления пространственных представлений детей о собственном теле применялась проба Хеда. С помощью кубиков Кооса диагностировались пространственные координатные представления дошкольников. Кроме того, применялась методика диагностики понимания и употребления предлогов, обозначающих пространственное расположение [2].
По результатам диагностики выяснилось, что у 30% испытуемых не полностью сформированы пространственные представления о собственном теле. 40% старших дошкольников обладают низким уровнем развития пространственных координатных представлений. 50% детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании и употреблении предлогов, обозначающих пространственное расположение.
С целью формирования пространственных представлений был разработан и внедрен комплекс НОД на основе геометрического материала. Всего было составлено 15 занятий, в состав которых вошли дидактические игры разных видов (словесные, настольные, словесно-подвижные, геометрические аппликации, упражнения с элементами рисования, оригами, конструирование из различных материалов.
В настоящее время педагогический эксперимент по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования геометрического материала продолжается. Дети с интересом воспринимают занятия, охотно участвуют в дидактических играх, творчески подходят к выполнению упражнений с элементами изобразительной деятельности и конструирования. В ходе проведения формирующего эксперимента отмечается высокий уровень активности и заинтересованности детей. Дошкольникам стали эффективнее выполнять упражнения, связанные с выкладыванием различных фигур из геометрического материала, а также с поиском геометрических фигур в сложных изображениях. Возрос уровень самостоятельности при выполнении упражнений. Кроме того, было замечено, что дети стали грамотнее строить предложения, в которых речь идет о пространственном расположении предметов. Таким образом, на данном этапе исследования можно говорить о наличии тенденции к повышению уровня пространственных представлений у старших дошкольников посредством использования геометрического материала.
Литература
1. Леушина, Л. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] : Методическое пособие / Л. А. Леушина. – М. : Просвещение, 2002. – 256 с.
2. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] : Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 184 с.