Наталья наумова
Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.»
Л. С. Выготский
Актуальность проекта : Процессы глобализации, становление информационного общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи. Важнейшие задачи воспитания - формирование у дошкольников инициативности, самостоятельности, толерантности, самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Публикация «Проект „Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Роль детского сада в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах. Сегодня педагог призван не только сформировать у детей системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится инновационной деятельности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Для успешного решения задач модернизации образования необходимо совершенствование технологий и методик обучения. Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования вновь актуализируется проблема обновления методов обучения, воспитания и развития ребенка. Министерство образования и науки Российской Федерации отмечает «…господство в содержании образования познавательного дидакта – преобладание в целях и задачах программ ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений. Практически не уделяется внимания социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной, потребностной сферы, реализация усвоенных ребенком знаний и представлений о его поведении. Это обстоятельство находит отражение также в методах и технологиях работы с детьми, ориентированных преимущественно на усвоением ребенком определенного уровня знаний, умений и навыков, в стремлении педагога задавать ребенку готовые образцы действий… При этом игнорируется его индивидуальные особенности и соответственно творческая активность»
Главная задача педагога не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, представлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями и навыками.
Анализ состояния дошкольной практики формирования проектной деятельности детей позволяет сделать вывод о том, что современный детский сад не в полной мере реализует педагогический потенциал проектной деятельности, как средства формирования познавательной активности и личностно- ориентированной технологии обучения.
Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере дошкольного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у дошкольников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе по дошкольному воспитанию.
Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности дошкольников в детском саду.
Цель проекта - выявить и обосновать потенциал проектной деятельности как средства развития познавательной активности дошкольников.
Объект проекта - умственное воспитание старших дошкольников
Предмет проекта - формы и методы умственного воспитания дошкольников в процессе приобщения к исследовательской деятельности.
Гипотеза проекта - развитие познавательной активности старших дошкольников будет более эффективным если:
• творческие проекты станут результатом совместных действий (воспитатель-родитель) по формированию познавательной активности и креативности мышления старших дошкольников ;
• развить в процессе активизирующего общения интерес воспитанников к исследовательской деятельности;
Задачи проекта :
• изучить и обобщить теоретический аспект рассматриваемого вопроса, дать оценку современного состояния проблемы умственного воспитания дошкольников в процессе приобщения к проектной деятельности;
• выявить познавательные и дидактические возможности и педагогическое значение проектной деятельности в умственном воспитании дошкольников;
• Разработать модель пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие мыслительных процессов детей.
• Создать систему развивающих проектов, направленных на развитие интеллектуальной готовности к обучению старших дошкольников.
• Расширить представление родителей о развивающих проектах для детей старшего дошкольного возраста.
• Систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальной готовности к обучению детей.
Ожидаемые результаты
-Развитие самостоятельной активности воспитанников детского сада.
- повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- активными участниками родителей в образовательного процесса.
- развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.
Методологической базой проекта явились фундаментальные положения о закономерностях развития личности С. Рубенштейна,А. Н. Леонтьева, о закономерностях формирования мотивационной сферы личности А. Маслоу, К. Левина,А. Н. Леонтьева и проектного обучения Дж. Дьюи.
Основные этапы проекта :
1. Поисково-теоретический этап (с июня по октябрь 2010 года)
• анализ научной и методической литературы;
• поиск дидактического материала;
• подбор диагностического, контрольно – аналитического инструментария;
• выявление начального уровня развития детей;
• составление перспективного планирования;
2. Практический этап (с октября 2010 года по апрель 2012 года)
• разработка творческих проектов, внесение элементов проектной деятельности в непосредственно образовательную и совместную деятельность;
• апробация разработанной стратегии совместных действий с целью выявления эффективности;
• промежуточный мониторинг;
• внесение корректив в планирование.
3. Обобщающий этап (май 2012 года)
• подведение окончательных итогов, анализ результатов проекта.
Теоретическая значимость проекта : разработка диагностического материала по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами интегрированных творческих проектов
Практическая значимость проекта : разработка методического инструментария по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами интегрированных творческих проектов
3. Механизм реализации проекта.
Проект разработан в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи (основные мероприятия).
1 этап - диагностико - проектировочный : январь - май 2010 г.
1) Первичная диагностика, анализ состояния организации учебно-
воспитательного процесса в ДОУ.
2) Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы
по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения.
3) Разработка пакета диагностических материалов для изучения индивидуально-психологических особенностей личности и мотивации дошкольника, проектирование модели процесса развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста в процессе формирования познавательной активности.
4) Повышение профессиональной компетентности педагога через участие
в психолого-педагогических семинарах и творческих
лабораториях.
2 этап - практический : май 2010 - май 2012 г.
1) Создание педагогических условий для развития познавательной активности детей
2) Организация системы обучения творческому проектированию
3) Организация познавательной деятельности старших дошкольников по следующим направлениям:
• Интеллектуальное развитие дошкольников, формирование их познавательного интереса.
• Развитие способностей и талантов.
• Духовно-нравственное воспитание.
• Совершенствование навыков общения.
4)Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
5) Решение задачи психолого-педагогической безопасности воспитанников (обеспечение достаточного уровня психологического комфорта, мотивации деятельности, разработка и осуществление мер коррекции межличностных отношений в группе и временных творческих коллективах).
3 этап - обобщающий: май - сентябрь 2013 г.
1) Диагностика и анализ эффективности созданной системы работы
педагога по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
2) Обсуждение результатов анализа мониторингового исследования
эффективности созданной системы работы педагогов на педагогическом
совете.
3) Создание программ образовательных курсов, кружков с учетом
результатов эксперимента.
4) Публикация результатов в сборнике статей.
Эффективность развития познавательной активности дошкольников зависит от соблюдения следующих дидактических требований, связанные с проведением проектов :
Методические требования к организации познавательной деятельности дошкольника :
Первое требование – время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного и спокойного решения проблемы.
Второе требование- касается оценки деятельности ребенка.
Третье требование- заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой порядочную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.
Требования к педагогу, организующему проектную деятельность.
Он должен:
• подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать навыки и развивать инициативу дошкольников;
• постоянно пополнять свои знания по тематике проектов;
• обеспечить базу для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства, специальные инструменты, материалы и т. п.);
• создавать положительный эмоциональный фон при выполнении проекта (дизайн, музыка и т. п.);
• осуществлять в основном консультирование детей;
• подсказывать в ходе работы над проектом лишь общее направление и главные ориентиры маршрутов поиска решения проблемы и т.
Работа по проблеме рассчитана на два возраста:
• Старший дошкольный возраст - 5 - 6 лет;
К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.
• Старший дошкольный возраст – 6 – 7 лет.
К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.
Задачи развития детей в проектной деятельности :
-Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
-Развитие познавательных способностей
-Развитие творческого воображения
-Развитие творческого мышления
-Развитие коммуникативных навыков.
Этапы выполнения проектов для дошкольников :
• выбор темы и типа проекта;
• определение потенциала каждого участника проекта для его выполнения, установление возможностей для реализации проекта;
• сбор и обработка необходимой информации, преобразование ее координатором в доступную для дошкольного восприятия;
• организация и выполнение проекта;
• защита проекта.
Продолжительность проекта :
краткосрочные (1 или несколько занятий – 1-2 недели);
среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).
Оценка уровня сформированности познавательной активности детей требует выделения основных показателей. Нами были выделены следующие показатели:
Для процесса диагностики развития коммуникативных умений и навыков детей были выделены четыре уровня сформированности данного качества личности у детей: начальный (рецептивный, низкий (репродуктивный, средний (адаптивный, высокий (интегративный