Смирнова Надежда
Педагогический проект «Мы считаем до пяти»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по теме
«МЫ СЧИТАЕМ ДО ПЯТИ.
ЗНАКОМСТВО С ЦИФРАМИ 1, 2, 3, 4, 5
ОСВОЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И ПОРЯДКОВОГО СЧЕТА ОТ 1 ДО 5»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
1. Тема: «Мы считаем до пяти. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Освоение количественного и порядкового счета от 1 до 5»
2. Проект реализован воспитателями: Латышевой К. Г., Смирновой Н. Н.
3. Тип проекта : долгосрочный (в течение 2019-2020 учебного года)
Информационно-творческий практико-ориентированный
Публикация «Педагогический проект „Мы считаем до пяти“» размещена в разделах
4. Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
В современном мире развитие технического прогресса оказывает существенное влияние на развитие наших детей. С раннего возраста они окружены компьютерами, гаджетами и умеют выполнять довольно сложные задания. Цифры, счет, представление о геометрических фигурах дети познают в том числе и в процессе компьютерных игр. Интерес к математике растет год от года, даже среди детей дошкольного возраста.
Математика- один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому залогом успешного обучения ребенка в школе является то, что уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать интерес к математическим заданиям соответственно возраста ребенка. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Счет- одно из ведущих понятий в математике.
При счете элементов множества происходит их нумерация. Счет- это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера.
Усвоение ребенком данного принципа является одной из центральных задач изучения нумерации первого десятка в школе. Поскольку эта тема изучается в любой современной альтернативной дошкольной математической программе, то с точки зрения преемственных связей, усвоение этой темы является центральной задачей в формировании начальных математических представлений в ДОУ.
Важно, чтобы математические представления осваивались дошкольником как в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, так и в ходе режимных моментов, а также через самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Очень значимо привлекать к активному участию семьи воспитанников.
Сформировать элементарные математические представления детей возможно при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Создать условия для ознакомления детей с числом и цифрой: 1, 2, 3, 4. 5, посредством изготовления совместно с родителями дидактических пособий по математическому развитию для оформления группы- цифр 1, 2, 3. 4. 5, украшенных коллажем (для долгосрочного нахождения в групповом пространстве с постепенным пополнением).
ЗАДАЧИ:
-привлечь родителей к созданию коллективного коллажа для каждой цифры (1. 2. 3. 4. 5, согласно заданной теме (по комплексно-тематическому планированию выборочно);
-знакомить детей с цифрой и соответствующим ей множеством;
-способствовать закреплению в памяти детей образа каждой цифры от 1 до 5;
-способствовать пониманию и использованию числа, как показателя количества, итога счета, освоению способов восприятия различных совокупностей предметов; а также упражняться в назывании чисел по порядку;
-способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи;
-развивать зрительную память;
-опираться на индивидуальный подход к каждой семье.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;
-на основе дидактического пособия (цифр большого размера 1, 2, 3, 4, 5 с коллажем) в комплексе с другими развивающими математическими играми и пособиями поддерживается постоянный интерес детей к занимательным играм по математике, решению познавательных задач;
-родители активно участвуют в подборе материала для изготовления пособий;
-понимание родителями важности развития элементарных математических представлений у детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1. Подготовительный (сентябрь 2019)
-изучение теоретической части проекта, изучение и анализ литературы по теме
-выявление уровня формирования элементарных математических представлений у детей
-разработка плана работы над проектом
- организация соответствующей развивающей среды с последующим пополнением
2. Основной (октябрь 2019-апрель 2020)
1 блок. Работа с детьми
-изготовление в группе дидактических пособий: цифр 1, 2, 3, 4, 5 с коллажем
-привлечение детей к использованию математических игр, пособий: совместно с воспитателем, индивидуально, в малой группе, обращая при этом внимание на важность взаимодействия образовательных областей
2 блок. Работа с родителями
-помощь в изготовлении атрибутов к дидактическим играм
-консультации для родителей
-индивидуальные беседы
3. Заключительный (май)
-повторение, итоговая диагностика детей
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
СЕНТЯБРЬ
Работа с детьми:
-диагностика уровня развития элементарных математических представлений в рамках проведения мониторинга.
Работа с родителями:
-оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
-индивидуальные беседы об особенностях проекта «Мы считаем до пяти» и личном участии в проекте
ОКТЯБРЬ
Работа с детьми:
-настольно-печатная игра «Циферки»; настольные игры «Сложи узор», «Лото»
-игры и упражнения для знакомства с цифрой 1 (смотри приложение)
-изготовление коллажа для цифры 1- каждый ребенок приклеивает свою деталь (дары осени) и считает : «один»; совместное рассматривание цифры 1. Обмен впечатлениями
-использование игрового материала (овощи, фрукты, грибы, осенние листья) для счета предметов, группирования предметов
Работа с родителями
-изготовление деталей для оформления коллажа цифры 1 по теме «Дары осени». Предлагается выбрать из предложенного списка (овощи, фрукты, грибы) понравившийся вариант и изготовить одну деталь ( для счета: один). Например, одну тыкву, одно яблоко, один боровик…
-индивидуальные беседы, разъяснение, ответы на вопросы
НОЯБРЬ
Работа с детьми
-дидактическая игра «Парочки» (игрушки, домашние животные)
-игры с блоками Дьенеша
-игры и упражнения для знакомства с цифрой 2 (смотри приложение)
-изготовление коллажа для цифры 2- каждый ребенок приклеивает на цифру две свои детали (игрушки) рядом и считает : «один, два»; совместное рассматривание цифры 2; обмен впечатлениями
-упражнения с игрушками: расставить по парам (две рядом, группировать по существенным признакам
Работа с родителями
-размещение информации на стенде «Давайте поиграем. Математические игры с цифрой 2»
-изготовление деталей для оформления коллажа цифры 2 по теме «Игрушки». Предлагается выбрать из предложенного списка (названия игрушек) понравившийся вариант и изготовить две одинаковые детали ( для счета: один, два). Например, два грузовика, две куклы, два мяча…
-индивидуальные беседы по возникающим вопросам
ДЕКАБРЬ
Работа с детьми
-конструирование из счетных палочек геометрических фигур
-игры с палочками Кюизенера
-игры и упражнения для знакомства с цифрой 3 (смотри приложение)
-изготовление коллажа для цифры 3- каждый ребенок приклеивает на цифру три свои детали (геометрические фигуры) рядом и считает : «один, два, три»; совместное рассматривание цифры 3: различение фигур по форме, размеру, цвету
-игры с наборами геометрических фигур, игры со строительным материалом
Работа с родителями
-информация на стенде «Давайте почитаем. Загадки о цифре 3»
-изготовление деталей для оформления коллажа цифры 3 по теме «Геометрические фигуры». Предлагается выбрать из предложенного списка (название и цвет геометрической фигуры) понравившийся вариант и изготовить три одинаковые фигуры ( для счета: один, два, три). Например, три красных круга, три синих квадрата…
-индивидуальные беседы
ЯНВАРЬ
Работа с детьми
-рассматривание книг: «Цифры и счет», «Веселый счет» (С. Маршак, чтение детям
-дидактическая игра «Парочки» (дикие животные)
-игры и упражнения для знакомства с цифрой 4 (смотри приложение)
-изготовление коллажа для цифры 4-каждый ребенок приклеивает на цифру четыре свои детали (лесные животные) рядом и считает : «один, два, три, четыре»; совместное рассматривание цифры 4, обмен впечатлениями; упражнение в порядковом счете
-игры с элементами сюжетно-ролевой с фигурками диких и домашних животных (используя группирование, счет)
Работа с родителями
-консультация «Веселая математика дома»
-изготовление деталей для оформления коллажа цифры 4 по теме «Животные нашего леса». Предлагается выбрать из предложенного списка (лесные животные) понравившийся вариант и изготовить четыре одинаковые фигуры животного ( для счета: один, два, три, четыре). Например, четыре белки, четыре зайца, четыре дятла…
-индивидуальные беседы по вопросам
ФЕВРАЛЬ
Работа с детьми
-игры и упражнения на повторение цифр 1, 2, 3, 4; количественный и порядковый счет от 1 до 4
-привлекать детей к использованию математических игр в малых группах по 2-4 человека
-использовать в повседневной деятельности изготовленное дидактическое пособие цифры для упражнения в счете, элементарной классификации, тренировке памяти
-повторять разученные математические стихи и пальчиковые упражнения
Работа с родителями
-мастер-класс «Ловкие пальчики»
-информация на стенде «Развиваемся играя. Пальчиковые игры»
МАРТ
Работа с детьми
-игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера (классификации, сравнение, конструирование на плоскости и в пространстве)
-штриховка и раскрашивание ручками и карандашами (раскраски с цифрами от 1 до 5-несколько вариантов)
-игры и упражнения для знакомства с цифрой 5 (смотри приложение)
-решение проблемной ситуации «Как украсим цифру 5»
Работа с родителями
-показ родителям совместно созданных пособий- цифр (с привлечением для показа детей -по желанию)
-оформление выставки работ «Мы считаем до пяти»
АПРЕЛЬ
Работа с детьми
-игра «Математический планшет»
-игры и упражнения с магнитными цифрами
-выполнение заданий в прописях (отдельные распечатанные листы)
-изготовление коллажа для цифры 5 (на основе решения проблемной ситуации). Каждый ребенок приклеивает на цифру пять своих деталей-ряд цифр 1 2 3 4 5 в определенном дизайне и считает, указывая на цифры: «один, два, три, четыре, пять»
-использование математических игр и пособий по желанию детей, как индивидуально, так и в группе в зависимости от интересов и потребностей.
Работа с родителями
-изготовление деталей для оформления коллажа цифры 5 –ряда цифр 1 2 3 4 5 в выбранном совместно с ребенком дизайне (на основании решения проблемной ситуации «Как украсим цифру 5») для счета: один, два, три, четыре, пять
-анкетирование родителей о результатах проведенной работы с предложениями и пожеланиями
МАЙ
Работа с детьми
-итоговая диагностика уровня развития элементарных математических представлений детей в рамках мониторинга.
Работа с родителями
-консультации по результатам анкетирования