Наталия Кононенкова
Опыт работы музыкального руководителя «Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт работы
МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Кононенковой Наталии Юрьевны
Тема: «Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста через народное творчество и фольклорные праздники»
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя „Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мордовия
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Актуальность опыта заключается в том, что, в современных условиях, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа, в связи с ориентацией образования на воспитание человека-культуры. Заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции, праздники изменения, происходящие в нашем обществе. Приобщение к культуре своего народа и народным традициям раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Этот процесс наиболее оптимально происходит при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию, умение понять её могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю.
Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию мордовского народа необходимо для воспитания уважения, гордости за землю, на которой живёшь. Следовательно, активизация внимания общества к сохранения культурно — исторического наследия, вопросам развития культуры, приобретает особую актуальность.
Ведущая педагогическая идея опыта — пробудить у детей интерес к освоению культурного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, к традиционной народной мордовской культуре, формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.
Проблема исследования – необходимость приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Перспективность педагогического опыта заключается, в приобщение детей к народному музыкальному творчеству, которое является насущной необходимостью и позволяет развивать у них эмоциональную восприимчивость, духовно-нравственные качества, способствует
формированию чувства национальной гордости, самоуважения и уважения,
как к своей культуре, так и к культуре других народов.
Целью данного исследования было определено: приобщать детей дошкольного возраста к традициям, истории мордовской национальной культуры через народное творчество и фольклорные праздники; воспитание духовного патриотизма на народных традициях и обрядах.
Приоритетными целями являются :
– создание условий для изучения национальной культуры, путем ознакомления дошкольников с музыкальным фольклором и творчеством композиторов Мордовии;
– формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к культуре в процессе музыкального развития, ознакомления с традициями родного края и особенностями культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное музыкальное развитие дошкольников средствам приобщения ребёнка к своей национальной культуре будет проходить при следующих педагогических условиях:
– приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности: театрализованной, музыкальной, культурно — досуговой, игре;
– формирование познавательного интереса к окружающей природе, языку, литературе, музыке, изобразительному искусству мордовского народа;
– формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре мордовского народа, через совместную деятельность с педагогами;
– опора на духовно-нравственный потенциал народных традиций, использование разнообразных видов занятий: познавательных бесед, развлечений, фольклорных праздников, посиделок;
– включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приёмов и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой для ребёнка мотивации обучения, усвоение материала и развитию музыкального творчества у детей.
В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Я нацелена в своей работе на решение целого ряда задач.
Задачи исследования:
– познакомить детей с традициями, обрядами и обычаями мордовского народа, с произведениями мордовской народной культуры;
– формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности (игровой, учебно-познавательной, речевой, музыкальной, изобразительной, спортивно-двигательной);
– воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи;
развитие познавательного интереса к музыке, истории родного края;
– сохранение ценностей народной культуры в аспекте взаимодействия семьи и детского сада.
Теоретическая основа опыта :
Проблема приобщения к народной культуре всегда была актуальной в педагогической среде. Вопрос приобщения детей к культуре народа поднимались в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.
К проблеме возможностей народной культуры обращались многие педагоги. В начале 20 века они призывали внедрять в педагогическую практику народные традиции, пропагандируя народное искусство, эстетику, национальные одежды, народные игрушки, танцы, праздники.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Воспитание патриотических, социально-коммуникативных, духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры родного края, своей Родины, той общественной среды, в которой они живут.
Эффективными средствами в работе по приобщению детей к истокам национальной музыкальной культуры являются различные формы и методы организации детской деятельности:
- Беседы. Проводя беседу, я помогаю ребёнку полнее, глубже воспринимать действительность.
- Рассматривание национальных предметов, музыкальных инструментов, так как окружающие предметы впервые пробуждают душу ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они часть мордовского народа.
- Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности мордовского характера, присущие ему нравственные ценности, представления красоте, о добре, храбрости, правде, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Народные праздники и традиции.
Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через них дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.
Для детей наиболее естественными будут праздники, в которых традиционно принимают участие сами дети. Это фольклорные праздники: «Осенины», «Покров», «Святки», «Масленица», «Пасха» и т. д.
Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность.
- Ознакомление с декоративно-прикладным искусством.
Данный вид искусства несёт в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, изделия игрушечных промыслов.
- Мордовские народные игры, в которые дети очень любят играть. В них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое отношение к культуре родного края, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
- Использование информационно-коммуникативных технологий (использование в образовательном процессе компьютера, телевизора, СД, интернета).
- Индивидуальная работа.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания. Прежде всего, от форм организации музыкальной деятельности, значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения и др.
Работа с родителями
Она направлена на повышение педагогической культуры родителей, помощь семьям в воспитании этнокультуры у детей. Основная задача - сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к музыкальной культуре Мордовского народа. Эта работа осуществляется через родительские собрания на духовно-нравственные темы, анкетирование, проведение совместных мероприятий, посвященные Мордовии.
Изучение различных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные в наших условиях методические приёмы, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы. Была подобрана методическая и детская художественная литература, картины, пособия для занятий и игр. Мною были разработаны конспекты занятий и бесед о родном крае, консультации для родителей.
Вся работа с детьми строится по принципу от простого к сложному с учётом возрастных способностей.
Все глубже входят электронные образовательные ресурсы ознакомлении детей с народной культурой. При просмотре компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества.
Анализ результативности
Анализ результатов опыта показал, что мои воспитанники имеют хорошие музыкальные умения и навыки. Они хорошо владеют вокальными навыками: умеют распределять дыхание, чётко артикулируют, чисто интонируют. Дети умеют слушать музыку, определять жанровую принадлежность музыкальных произведений. Различают русские, мордовские народные песни, произведения мордовских и русских композиторов на слух. Хорошо исполняют народные танцевальные движения. Детям очень нравится участвовать в фольклорных праздниках и все больше узнавать историю своей столицы.
Мною были разработаны мероприятия, занятия по народной культуре. Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского и мордовского народов.
Удалось привлечь родителей к участию в мероприятиях, проводимых в детском саду, изготовлению атрибутов для праздников и занятий, изготовлению буклетов, дидактических и наглядных материалов.
Обобщая, свой опыт я могу сделать вывод, что у воспитанников нашего детского сада повысился интерес к мордовской народной культуре и традициям.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Трудности и сложности при использовании данного опыта заключаются в нехватке мордовской детской музыкальной литературы, музыкальных народных инструментов и аудио материала.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что формы работы и методические приемы по изучению этой интересной темы могут применяться музыкальными руководителями дошкольных образовательных организаций. Говоря о проблеме, хотелось бы подчеркнуть, что его эффективное решение возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.