Избекова Дария
Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного инновационного педагогического опыта.
На тему: «Приобщение к якутской национальной культуры в пространстве детской реализации в русскоязычном детском саду»
Воспитателя –Избековой Дарии Николаевны
МБДОУ Детский сад№2 «Якорек» реализует основную образовательную программу «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы на русском языке с учетом вариативной части регионального компонента по программе «Тосхол».
Публикация «Опыт работы „Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
В соответствии с региональным компонентом основной задачей является воспитание у дошкольников эмоционально-положительного отношения к родному краю, развития умения видеть и понимать красоту окружающей природы, желание узнать больше об особенностях культуры и традиций народов, природы и истории родного края.
Освоение детьми пространства и среды в группе выстроено с учетом региональных, этнокультурных традиций, формирование способности воссоздать образ жизни наших предков.
И моей педагогической находкой стало создание:
Игровых модулей:
Модуль «Балаган с домашней утварью» - жилище якутов, которая применяется не только как в сюжетно-ролевой игре «Якутская семья» позволяя им обыгрывать быт предков, а также служит уголком уединения, и обыгрывание сказочных объектов на праздниках и развлечениях. Только обыгрывая жизнь предков мы видим, как дети с интересом соприкасаются к предметам старины и чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи.
Модуль «Лодка с веслом» лодка и весло из фанеры сделаны и удочки из тальниковых веток, служит для детей в сюжетно-ролевой игре «Рыбалка», знакомство детей не только с промыслом древних якутов но и с названиями рыб населяющие наши озера и реки - чир, нельма, осетр, омуль, муксун, карась, щука, окунь и другие.
Игровых макетов: якутский двор, стоянка, скотный двор;
При тематическом планировании были учтены образовательные области:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-личностное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Мы создали совместно проект на тему: «Приобщение старших дошкольников к якутской национальной культуры в пространстве детской реализации в русскоязычном детском саду».
Проект ориентирован на воспитание и развитие у воспитанников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ценности якутского народа.
Приобщение якутской национальной культуры является сегодня актуальной темой так, как в наше время многие родители забывают свою культуру, традиции, родной язык, поэтому мы решили привлечь родителей и детей для совместного изучения якутской национальной культуры, ведь воспитание начинается с семьи и именно в семье рождается любовь к родной культуре. Поэтому, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Вся работа включает в себя поэтапное постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
Мы наметили для себя
Цель: Приобщение родителей и детей к культурному наследию якутского народа.
Следующие задачи:
Образовательные:
1. Обучение разнообразным видам художественной деятельности, фольклорного искусства музыкального, литературного, танцевальному, театральному.
Развивающие:
1. Формирование устойчивого интереса к истории и культуре своей Родины через различные виды деятельности.
2. Знакомить с традициями, обычаями, праздниками.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства любви к Родине, родному краю, семье.
Формы работы во время проекта : беседы, занятия, экскурсии в музей, культурно-досуговые мероприятия, выставки творческих работ, проведение национальных настольных, подвижных игр.
Методы проекта:
1. Словесные (рассказ, беседа, пословицы, поговорки, загадки, чтение художественных произведений.)
2. Наглядные (экспонаты, просмотр фотографий, рисунков, иллюстраций, репродукции картин.)
3. Практические (изучение песен, танцев, стихов, упражнение в проговаривании, звукоподражании, имитация действий.)
4. Игровой (игры-драматизации инсценировки, дидактические, настольные, подвижные.)
Этапы проекта:
1. Подготовительный (подбор литературы, создание развивающей среды для реализации проекта.)
2. Основной (Практический, через разные виды деятельности:
- Развитие речи;
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Игровая;
- Физическая;
- Нравственно- патриотическая;
- Работа с родителями.
3. Заключительный (Летний праздник «Ысыах».)
Планируемые результаты:
1. Формирование у детей стойкого интереса к культурному прошлому нашего народа
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
3. Знание детей об истории быта якутского народа, его традициях и обычаях
4. Повышение эффективности воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию
5. Умение играть в якутские национальные игры
6. Организация творческих выставок детей
7. Участие детей и родителей в различных мероприятиях.
Составлен план проектной работы на учебный год с сентября по май.
Предложенный план органически вписывается в образовательный процесс, организуемый в ДОУ. В качестве дополнительного материала мы включаем, в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц. В ходе педагогических мероприятий мы используем разнообразный фольклорный материал: звучат легенды и предания, сказки и загадки, пословицы и поговорки, обыгрываются элементы древних ритуалов и праздников, прослушиваются музыкальные произведения. Особое внимание уделяется якутской сказке, как наиболее эмоциональной и доступной форме информации для детей дошкольного возраста. Ведем работу по обучению инсценированию сказки, развитию творческого потенциала детей и их речи. Устное народное творчество – это неоценимое богатство каждого народа, пласт культуры, показатель его способности и таланта.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников остается игра, включение её в повседневную жизнь детей будет эффективным методом для развития патриотических чувств. Через игру мы стараемся передать нашим воспитанникам традиции, свойственные менталитету народа Саха, удовлетворяем потребности детей в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развиваем воображение и творческие способности. В национальных играх объективно сочетаются три очень важных фактора. Дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать. Получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности. Углубляют познание окружающей среды.
Итог: За время работы по этому проекту у детей появились знания о культуре, традиции якутского народа. Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В тематических беседах, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвуют в народных играх и праздниках. Результатом этого проекта был летний праздник «Ысыах», который прошел совместно с сотрудниками и другими группами в детском саду. Во время проекта родители активно помогали нам в оформлении развивающих настольных игр, якутского уголка «Якутия-мой край родной», в изготовлении национальных костюмов, участие в выставках «Наши руки не для скуки»; «Умелые руки». Родители положительно отнеслись к нашей работе по проекту «Приобщение к якутской национальной культуре в пространстве детской реализации в русскоязычном детском саду».