Наталья Климакина
Педагогический опыт «Использование дидактических игр на липучках при формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Концептуальное изучение темы
Современная дошкольная педагогика отошла от учебно-дисциплинарной модели воспитания и теперь педагог и ребенок равноправные партнеры (личностно-ориентированная модель взаимодействия). Где же как не в игре, быть партнером! Только обучая через игру, не навязываясь, мы сможем выполнить условия современного дошкольного образовательного процесса.
Публикация «Педагогический опыт „Использование дидактических игр на липучках при формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на липучках
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФОП – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта которым овладевают подрастающие поколения, являются математические.
Педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Обучение математике не должно быть скучным занятием. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит информацию, которая его не заинтересовала, даже если взрослые настаивают на этом. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Актуальность
Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Дидактические игры на липучках, дают возможность решить различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учиться оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.
Цель данных пособий: способствовать развитию элементарных математических представлений у дошкольников с помощью математических игр на липучках.
Задачи:
• Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ориентировку в частях суток, умение сравнивать группы по форме и цвету
• Закреплять полученные знания и умения путем многообразия игр с липучками
• Заинтересовывать математическим материалом
Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче. В таких играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру на липучках включают непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.
Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В ходе работы выделила следующие плюсы игр на
1. Прочные. Таких пособий хватит на много занятий, ведь заламинированный элемент тяжело порвать или помять;
2. Яркие. Картинки привлекут внимание ребёнка и не выцветут со временем, если соблюдать правила использования пособия;
3. Водонепроницаемые. Если правильно заламинировать игру, то её можно протирать влажной салфеткой или мыть под струей воды, не боясь, что картинка испортиться;
4. Мобильные. Можно брать с собой в путешествие, в гости, на прогулку или в ожидании очереди в поликлинике;
5. Сложно потерять. Так как у каждого элемента есть липучка, которая легко прилипает к основанию, а если так случится, то всегда можно распечатать и заламинировать новый. Особенно это актуально для пазлов, элементы которых часто теряются;
6. Многоразовые. Можно выполнять одно задание неограниченное количество раз. Это очень удобно, особенно для занятий в детском саду.
Для примера представляю вашему вниманию несколько игр.
1 «Разноцветные зонтики»
Цель: Развитие сенсорного восприятия
4. «Собери робота»
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах
5. «Числовой домик»
Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой;
6. «Лево, право»
Цель: закрепить навык ориентирования в пространстве (где лево, где право).
Использование дидактических игр на липучках в дальнейшей работе с дошкольниками позволяет увидеть следующие перспективы:
– дети лучше будут воспринимать изучаемый материал за счет того, что игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
– у воспитанников повысится мотивация к работе на занятии за счет привлекательности дидактической игры (действия с предметами, приклеивание и отклеивание картинок обеспечат реализацию деятельностного подхода к обучению);
– полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и легче восстановятся для применения на практике после краткого повторения;
– игры на липучках позволит моделировать такие жизненные ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни;
– использование большого и разнообразного спектра заданий будет способствовать расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
– возможность демонстрации различных объектов на доске-липучке обеспечит наглядность на занятии;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка, обогащение сенсорного опыта.