Валентина Шеина
Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Использование театрализованной деятельности и математической игротеки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Воспитатель Шеина Валентина,
город Новокузнецк
Публикация «Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Для того чтобы освоение понятий проходило в легкой форме мы использовали разные виды театров и знакомые детям сказки. Кроме того, предлагаемый нами материал «Математической игротеки» позволил родителям фиксировать успехи детей и трудности.
Бесценными помощниками в нашей работе были сказки, которые дети 3 – 4 лет знают наизусть: «Теремок», «Колобок» и «Репка», где можно освоить сравнительные понятия «один», «много». Некоторые дети могут и посчитать количество персонажей в сказке. В освоении обратного счета («три, два, один») помогли сказки «Мешок яблок» и «Маша и Медведь», где добрый Зайчик раздавал яблоки и как Маша ела пирожки! Три яблока осталось, два, одно – и вот уже совсем ничего нет. Проигрывая эти сказки, можно закрепить понятие «ни одного».
Для сравнения понятий большой, маленький, средний, больше - меньше использовались сказки «Репка» и «Три медведя». - Кто самый большой? - Дед. - Кто самый маленький? - Мышка. - А кто больше – внучка или Жучка, а кто меньше – Мышка или Бабка. Сравнивались большая, средняя, маленькая кровати, миски, стулья.
Театрализованные персонажи в виде геометрических фигур, которые были изготовлены родителями детей позволили нам составить «Картотеку геометрических сказок» и использовать персонажей театра в непосредственной образовательной деятельности.
Например, воспитанникам можно дать задание «Найди такую же», когда в группе в разных местах расставляются объёмные фигуры (шар, конус, куб, цилиндр) и нужно найти такую же фигуру в группе и подойти к ней. Можно также провести сравнение плоских и объемных персонажей. Дети делятся на две группы и ставят фигуры на пол, одни фигуры - устойчивые, так как объёмные, а другие нет, они падают.
Для занятий с детьми в домашних условиях родителям пригодилась созданная нами «Математическая игротека», которая представлена в виде конвертов с заданиями и дидактическим материалом внутри. В ходе занятий дети закрепляют знания в разных областях математической действительности : величину, форму предметов, пространственные и временные ориентиры, количество. А родители выбирают приемы для устранения затруднений.
Карточки содержат такие задания:
1. «Сделай узор» (закрепить представление о геометрических фигурах);
2. «Светофор» (развитие пространственного представления);
3. «Покажи треугольник», «Цыплёнок», «Чудесный мешочек» ( учить различать и называть геометрические фигуры: осязательно - двигательным и зрительным путём);
4. «Пчёлки сели на цветочки» (учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой);
5. «Грибочки», «Лягушата», «Строим дома», «Угости зайчика морковкой» (учить сравнивать количество предметов в группах путем наложения, используя слова: «столько», «сколько», «поровну», «много», «мало», «один», «больше», «меньше»);
6. «Чья дорожка длиннее?» (сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами «длиннее», «короче»);
7. «Помоги зайчикам» упражнять в сравнении двух предметов по ширине, закреплять умение обозначать словами результат сравнения (шире, уже) и т. д.
Кроме того для родителей проводилась педагогическая пропаганда в традиционной форме : консультации по практическому применению математических знаний, по расширению кругозора ребнка, накаплению опыта, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения и театрализованных действий. Для родителей была выставлена информация : «Математика между делом», «Нелогичная логика», «Прогулка с математикой.
Таким образом, полученные знания и умения по математике ребенок получает через элементы театрализованной деятельности, так как обучение строится в виде диалога с персонажем сказки, в ходе которого дошкольники в занимательной форме овладевают математическими категориями, а в ходе выполнения заданий «Математической копилки» дети учатся еще и объяснять свои действия, а родители фиксируют успехи и трудности детей.
Литература:
Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2017. – 80 с.