Елена Моисеева
Педагогические технологии взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Новой задачей дошкольных учреждений становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в ДОУ должна быть направлена на развитие личности дошкольника и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка. Проблемы социальной жизни, детско-родительских отношений определяются задачами социального развития детей дошкольного возраста:
Публикация «Педагогические технологии взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми» размещена в разделах
• Освоение норм и правил взаимодействия детей с взрослым и друг с другом.
• Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
• Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я - житель Земли.
• Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
Базой развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения, как одной из центральных линий развития детей. Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:
• создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации и включение родителей в социально значимую для детей деятельность.
• трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения;
• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность;
• разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в дошкольной организации.
Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?
Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС в практику.
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника. Одной из таких технологий является технология эффективной социализации детей дошкольного возраста Гришаевой Н. П., направленная на саморегуляцию поведения дошкольника, свободу и выбор, создание в дошкольных организациях единого пространства для социализации, определение наиболее эффективных способов создания команды единомышленников из педагогов и родителей, а так же формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе, направленных на преемственность дошкольного и начального образования.
Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П. (технология социализации «Клубный час», педагогические технологии социализации «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение», могут быть использованы как по отдельности, так и все вместе. Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и дошкольников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и воспитанников связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Нами используются технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П., на практике получили положительную оценку.
Современная система образования дает возможность выбирать и организовывать педагогический и воспитательный процесс, используя различные инструменты и элементы информационных и коммуникативных технологий.
Таким образом, представленные технологии социализации ребенка, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Список использованных источников:
Басова С. Н. Использование современных технологий социализации дошкольника – (https://basova-svetlana.jimdo.com)
Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] : Н. П. Гришаева. – М. : Вентана – Граф, 2015.