Елена Кондрашева
Современные педагогические технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
слайд
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Современные педагогические технологии в ДОУ» размещена в разделах
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
слайд
К числу современных образовательных технологий, используемых в дошкольном образовании относится:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и педагога
• игровая технология
• технология «ТРИЗ»
. технология музейной педагогики и др.
слайд
Здоровьесберегающие технологии
Цели:
применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью;
применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья
слайд
Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
1. медико-профилактические ;
2. физкультурно-оздоровительные;
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка ;
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ;
5. образовательные ;
6. обучения здоровому образу жизни
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды
слайд
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
слайд
Типы проектов:
по доминирующему методу:
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
слайд
по количеству участников:
- индивидуальный,
- парный,
- групповой,
- фронтальный.
по продолжительности:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный.
слайд
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
слайд
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
1. Опыты (экспериментирование)
2. Коллекционирование (классификационная работа)
1. Путешествие по карте
Путешествие по «реке времени»
слайд
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т. д.).
Преимущества компьютера:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
слайд
ИКТ в работе современного педагога :
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов
2. Подбор дополнительного познавательного материала, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5. Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.
слайд
Личностно - ориентированная технология
Ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
слайд
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
слайд
Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Слайд
Вот один из вариантов содержания портфолио
Раздел 1 «Давайте познакомимся».
Раздел 2 «Я расту!».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка».
Раздел 4 «Я мечтаю.».
Раздел 5 «Вот что я могу».
Раздел 6 «Мои достижения».
Раздел 7 «Посоветуйте мне.».
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!».
слайд
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога :
• творчески думающим,
• владеющим современными технологиями образования,
• приемами психолого-педагогической диагностики,
• способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
• умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
слайд
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Раздел 5 «Работа с родителями»
Раздел 6 «Мои увлечения»
В последние годы портфолио педагога может быть представлено не только в печатном но и в электронном виде.
слайд
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
слайд
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
слайд
Заключение: Таким образом новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют его успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Поэтому все в наших руках!
Слайд