Светлана Ганенко
Педагогические взаимодействия, модели педагогического взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Любая педагогическая система может быть рассмотрена как форма взаимодействия участвующих в ней людей: воспитателей и дошкольников, учителей и школьников, преподавателей и студентов.
Под взаимодействием обычно понимают процесс воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность как взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и развития.
Публикация «Педагогические взаимодействия, модели педагогического взаимодействия» размещена в разделах
Взаимодействие педагога, с одной стороны, и ребёнка, учащегося. с другой-чаще анализируются с позиций субъекта педагогического взаимодействия, т. е. того же воспитателя, учителя, преподавателя. Наиболее изученными с этой точки зрения являются формы общения, стили руководства, типы отношений. Но существует и другая сторона - воздействие детей на педагогов.
Педагогическое взаимодействие многообразно, в процессе осуществления решаются задачи формирования личности, её развития, взаимного изменения педагогов и детей. В то же время существует основной признак, опираясь на который можно достаточно чётко выделить типы взаимодействия и построить их модели. В качестве такого признака выступает противоречие между теми целями и задачами, которые ставят педагоги и теми, которые преследуют детей в данный момент. Очень хорошо суть данного противоречия выразил Ш. А. Амонашвили: "Цели воспитания задаются обществом, и воспитатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У воспитателя самые благие намерения по отношению к ребёнку: приближать его к своему будущему, воспитывать в нём лучшего человека. Однако ребёнок живёт сегодняшним днём, все его актуальные потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. он пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Естественно, что оно часто не совпадают с объективно необходимыми требованиями воспитателя. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в соответствии с намеченной программой неуклонно вести детей к их будущему. Однако эту деятельность воспитателя ребёнок воспринимает как чуждую своим, как посягательство на свои права, вмешательство в свою жизнь и переходит к самозащите, противодействию. Эту ситуацию Д. Н. Узнадзе назвал основной трагедией воспитания".
В зависимости от того как разрешается отмеченное основное противоречие, строится и соответствующая модель педагогического взаимодействия. Можно выделить три такие модели.
1. Субъект-объектные связи. Педагогику, построенную на таких связях называют традиционной, многосубъективной. При таком подходе в качестве главного действующего лица признаётся педагог, выступающий носителем общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в роли объекта воздействия, который должен овладеть тем, что ему предлагают. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен, обязан вне зависимости от собственных желаний, устремлений усваивать то, что ему предлагается, овладевать набором знаний, умений, навыков следовать определённым нормативам и образцам поведения. Ценятся поэтому только те качества личности, которые способствуют этому: исполнительность, дисциплина, послушание, нормативность поведения, способность воспроизводить точно и в нужный момент то, что усвоено. Основным стилем руководства жизнедеятельностью детей является авторитарный, выступающий в явной или скрытой форме. Ведущим типом отношения и общения является пассивно-положительный и неустойчивый, нередко можно наблюдать также и проявления пассивно-отрицательного и открыто-отрицательного типов. Основной акцент на деятельности преподавания, а не учения. Поэтому традиционная педагогика как наука больше озабочена разработкой средств, форм, методов обучения и воспитания.
2. Субъкт-субъектные связи. Определяют педагогику сотрудничества, полисубъектный подход, личностно-ориентированную модель взаимодействия. Здесь педагог и воспитанник в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического прогресса, и тот и другой обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерными признаками которой является возможность осуществлять выборы и строить через это собственную личность, реализовывать своё "Я". Основное противоречие преодолевается не за счёт принуждения и протестных тенденций, а путём сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие личностные свойства, как способность к самореализации, творческому росту. отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Преобладающим стилем ставится демократический, ведущим типом отношений-устойчиво-положительный. Преподавание ориентировано на личность и индивидуальность каждого ребёнка, а деятельность учения - на самопостроение личности, что представляет ценность не только для самого субъекта учения, но и для педагога. Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности воспитанника, и, наоборот, успешный личностный рост ребёнка есть стимул для развития и формирования личности педагога.
3. Объект-субъектные связи. являются основой педагогики свободного воспитания, теории спонтанного развития. При таком подходе в качестве субъекта выступает фактически ребёнок, педагогу отводится пассивная роль. Его роль состоит в том, что он должен следовать, приспосабливаться к желаниям ребёнка,создавать условия и предпосылки для его развития. Основное противоречие здесь преодолевается посредством принуждения, но только принуждает ребёнок. а не педагог. Тем самым большая свобода предоставляется ребёнку, значительно ограничивается свобода педагога. Стилем руководства является либерально-попустительский, а ведущим типом отношений со стороны педагога - угодливо-восхищающийся. Основной акцент делается на спонтанную деятельность и спонтанное развитие ребёнка.
В реальной практике обучения и воспитания указанные модели довольно редко существуют в чистом виде. В той или иной модели взаимодействия можно найти элементы других. Например, в традиционной педагогике немало педагогов с демократическим стилем руководства и устойчиво-положительным типом отношений.
Педагогика ненасилия основывается на субъект-субъектных связях. Но её элементы можно наблюдать и других моделях. Там, где осуществляется попытка если не ликвидировать принуждение, то хотя бы сгладить его, можно говорить о педагогике ненасилия.
Опираясь на теоретический анализ и практику экспериментальных исследований можно выделить основные характеристики позиций принуждения и ненасилия.
Позиция принуждения Позиция ненасилия
1. раздражительность 1. умение не раздражаться или
использовать позитив своей
раздражительности
2. обидчивость 2. умение не обижаться или
использовать позитив обид
3. эмоциональная неустойчивость 3. эмоциональная устойчивость
4. неуверенностьв себе 4. уверенность в себе
5. негативная открытость (принятие,но 5. позитивная открытость (принятие
с ориентацией на отрицательное) с ориентацией на положительное)
6. эгоцентричность 6. способность к социальной
децентрации
7. наличие комплекса психологических 7. наличие защит или их осознание
защит
8. нетерпимость к чужому мнению, другим 8. терпимость к чужому мнению, другим
людям (детям) людям (детям)
9. ограничение субъективной свободы 9. расширение границ субъективной
свободы
10. приоритет дисциплинарных воздействий 10. приоритет организационных
над организационным воздействий над дисциплинарными
11. низкий уровень способности подключать 11. высокий уровень способности
детей к собственным целям и подключаться подключать детей к собственным целям
к целям детей детей
12. повышение у детей напряжённости 12. снижение у детей напряжённости
13. приоритет негативных форм оценивания 13. приоритет позитивных форм
над позитивными оценивания
14. преобладание реактивных форм 14. преобладание активных форм
реагирования над активными реагирования над реактивными
Таким образом, педагог, обладающий позицией ненасилия-это человек, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, преодолевающий свой эгоцентризм, терпимый к чужому мнению другому человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность, это человек, обладающий даром расширять границы субъективной свободы, хороший организатор, способный согласовывать цели и задачи других людей со своими собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряжённости, тревожности и страхов.
Литература:
В. А. Ситаров"Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися"- М. ,1998
Социальная психология:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. :Изд. центр "Академия",200
Психология. - М. :Владос,1998
Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М. ,2009
Педагогическая психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006