Ольга Мамаева
Педагогические технологии, используемые в работе
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет. "Педагогические технологии, используемые в работе. "
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Публикация «Педагогические технологии, используемые в работе» размещена в разделах
Основные требования (критерии) к педагогической технологии :
-Концептуальность
-Системность
-Управляемость
-Эффективность
-Воспроизводимость
Структура образовательной технологии :
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
И поэтому с целью индивидуализации педагогического процесса, позволяющего сделать НОД и совместную деятельность познавательной, увлекательной, активно внедряю в образовательный процесс различные технологии и методики :
1. Здоровьесберегающие технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Изготовила картотеки подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики; пособия из нетрадиционного материала для развития ловкости, меткости, коррекции осанки, профилактики плоскостопия.
2. Технологии проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия; развитие поисковой и творческой деятельности детей. Совместно с родителями были разработаны и реализованы педагогические проекты : «История одной вещи», «День матери», «Прививаем детям добро», «День города в детском саду», «Профессии наших родителей» и т. д.
3. Технологии исследовательской деятельности - формирование у дошкольников основной ключевой компетенции и способность к исследовательскому типу мышления.
Дети по натуре любознательные, поэтому в свою работу внедряю интересные типы исследований: опыты (эксперименты, путешествия по карте.
4. Информационно-коммуникационные технологии - формирование основ информационной культуры личности ребенка, повышение профессионального уровня педагога и компетентность родителей.
Технология помогает в подборе материала к разным видам деятельности, обмен опытом и наработками с другими педагогами, оформление групповой документации, создание презентаций.
5. Личностно-ориентированные технологии - обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
Технология ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в любых видах деятельности.
6. Технология портфолио – позволяет учитывать результаты своей педагогической деятельности и личных достижений детей.
7. Социоигровые технологии - развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия. Дети совместно с родителями участвуют в различных конкурсах, акциях, выставках, спортивных мероприятиях: «Пасха красная», «Наша дружная семья», «Под Вифлеемской звездой», «Кросс наций», «Бажовский забег» и т. д.
Далее в своем отчете мне хотелось остановиться на технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая была темой моего самообразования в течение учебного года. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, много для себя заново открываем и переоцениваем. Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Выбранная технология является актуальной и результативной, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решения, решения одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Дает возможность каждому ребенку проявлять свою индивидуальность.
В последнее время по проблемам образования все чаще встречается термин «инновационное образование», под которым понимается обучение в режиме интерактивных технологий. Именно ТРИЗ-педагогика позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки педагога, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «Творчество во всем: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала». Для успешной реализации данной технологии в педпроцесе, я разработала практический материал, реализуемый через интеграцию всех видов деятельности: конспекты НОД, составила картотеки игр по технологии ТРИЗ. Использую игры типа : «Теремок», «Маша – растеряша», «Хорошо – плохо», «Коллаж и моделирование сказок». Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.