Наталья Щербинина
Педагогические технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв!
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он…
С миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: Поздно заметил и… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
/С. Давидович/
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Дошкольное образование — первая базисная ступень образовательной системы, нуждающаяся в поиске новых форм организации воспитательно - образовательного процесса, обновления содержания образовательной деятельности для достижения качественного результата.
В структуре деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида коррекционно — развивающее направление занимает особое место. Детей, нуждающихся в квалифицированной помощи учителей — логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей с каждым годом становится все больше. Всё выше требования, предъявляемые к организации коррекционно — развивающего процесса, к поиску новых методов и приемов, обеспечивающих эффективность работы с детьми, а также форм взаимосвязи с родителями и педагогами.
Актуальной проблемой в реализации коррекционно — образовательной программы является осуществления конкретного взаимодействия учителя — логопеда, воспитателя и родителей, создание для детей единого коррекционно — развивающего пространства с целью обеспечения единства требований.
Сегодня мы поговорим о техниках и технологиях в коррекционной работе с детьми, педагогами, родителями и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:
1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
3. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
4. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
При всем разнообразии ее определений она всегда понимается как процесс планирования деятельности учителя-логопеда, учителя -дефектолога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. При личностно-ориентированном подходе логопед корректирует недостатки устной и письменной речи воспитанников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече- двигательной, зрительной). При деятельностном подходе он формирует полноценные и устойчивые навыки речевой и языковой деятельности. Но в любом случае логопед занимается преобразованием исходного материала — речевого развития и языковых возможностей ребенка — в конечный продукт, определенный стандартом образования.
Этот процесс, осуществляемый поэтапно, позволяет формировать у детей необходимые знания и умения системно и постепенно, без излишнего нервно-психического напряжения. Имея перед собой технологический план, легко определить, на каком этапе у ребенка произошел сбой, и установить причину неудачи в усвоении материала. Именно поэтому разработка технологий особенно продуктивна для коррекционно-развивающей работы, ведь возможность отслеживать каждый шаг ребенка к намеченной цели позволяет более гибко и точно реагировать на появляющиеся у него промахи и вовремя их корректировать.
Сегодня насчитывается больше сотни коррекционно- образовательных технологий, но нам приемлемы следующие:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. «Кейс-технология»
6. Игровые технологии.
Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. В специально оборудованном зале со всеми необходимыми атрибутами и инвентарем проходят занятия по физической культуре. Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии - и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений. Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий, дыхательной и корригирующей гимнастик.
Су-джок терапия
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.
Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.
Биоэнергопластика
- содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Эффект использования: активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало.
Фонетическая ритмика
- двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.
Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.
Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.
Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.
Компетенции, на которые направлена технология : коммуникативные, социально-личностные компетенции.
Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.
Педагогический прием «Маленький учитель».
. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.
Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности
и потенциальных возможностей ребёнка.
Компетенции, на которые направлена технология : коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.
Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.
Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в нашей группе основное внимание учитель-логопед и педагог-дефектолог обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы,получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, также смогли реализовать свои творческие способности.
Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ. В своей работе мы используем различные программы: Microsoft Office ; Excel ; Power Point; Office Publisher.
ИКТ помогают в подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, в подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, в знакомстве со сценариями праздников и других мероприятий, в обмене опытом, в знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, в оформление групповой документации, отчетов. Компьютер облегчает работу педагога, позволят не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Создание презентаций повышает эффективность образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. У компьютера много преимуществ: информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; образный тип информации, понятен дошкольникам раннего возраста; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; компьютер обладает стимулом познавательной активности детей.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога. В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрации и кейс-фото активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, помогают развивать речь.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) .
облегчают деятельность учителя-дефектолога.
Игровые технологии.
Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.
Компетенции, на которые направлена технология : коммуникативная, социально-личностные, межкультурные компетенции.
Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А использование коррекционных техник и технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.