Альбина Валерьевна Туманина
Педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей седьмого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развитие творческих способностей, детского художественного творчества рассматриваются как существенные педагогические проблемы. Детское творчество, по мысли Л. С. Выготского, научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и "учит психику восхождению".
Учеными выявлены разные условия развития творческих способностей у дошкольников.
Публикация «Педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей седьмого года жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Как отмечает В. Н. Дружинин, для развития творческих способностей необходимо :
1. отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;
2. наличие позитивного образца творческого поведения;
3. социальное подкрепление творческого поведения.
Исследователи выделяют педагогические условия для развития у детей творческих способностей :
– обеспечение доброжелательной и раскованной атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений (М. Карне, С. Лин-немайер и др.);
– создание обстановки и физической среды: свобода перемещения, наличие всевозможного оборудования и материалов (Б. П. Никитин, П. Смит и др.);
– поддержание и улучшение самооценки и самоуважения каждого ребенка в проявлении творчества (Б. П. Никитин и др.);
– создание психологического настроя, установки на творческую работу (А. М. Матюшкин, Г. Н. Сытин и др.);
– использование разнообразных методов и приемов для стимулирования творческой активности (Г. И. Иванов, А. М. Ма-тюшкин и др.);
– наличие равноправного диалога (А. М. Матюшкин и др.).
Большую роль в развитии творческих способностей играет опыт, полученный ребенком в семье. Как пишет К. Тэкэкс: "Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении"(38, с. 89).
Отечественные психологи и педагоги Ш. А. Амонашвили, Н. Л. Кряжева, Б. П. Никитин, М. В. Осорина и др. дают родителям, стремящимся развивать творческие способности у ребенка, следующие рекомендации:
– чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше – с новорожденности;
– стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
– набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
– заинтересовывать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть;
– стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре;
– для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом;
– не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга и т. д. ;
– обязательно начинать с задач посильных или с более простых
– частей, так как успех в самом начале – важное условие.).
– Задача взрослых, стремящихся, развивать творческий потенциал ребенка, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.
Семья - лишь часть того влияния, которое оказывает социальная среда на ребенка. Большую роль в формировании творческой индивидуальности играет детский сад. Личность педагога, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей
Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с детьми.
Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности (Клюева Н. В.).
В связи с этим психологи Ш. А. Амонашвили, А. К. Маркова, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми :
• чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;
• способность к индивидуализации обучения;
• позитивная Я - концепция;
• интеллект выше среднего уровня;
• настойчивость и целеустремленность;
• творческое начало, профессиональная и эмоциональная зрелость;
• эмоциональная стабильность;
• широкий круг интересов и умений;
• чувство юмора.
Владение педагогом, воспитателем эффективными методами обучения также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, П. Торренс приводит следующие творческие методы в преподавании:
• уважение желания ребенка работать самостоятельно;
• индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от способностей учеников; создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
• поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
• исключение какого – либо давления на детей, создание раскрепощающей обстановки;
• подчеркивание положительного значения индивидуальных различий; уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощь детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников
• извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;
• терпимое отношение к возможному беспорядку, поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность и др.
Творческие способности можно развивать различными средствами.
Н. Сорокина выступает за создание в детском коллективе атмосферы свободного самовыражения чувств и мыслей, поощрение желания ребенка быть непохожим на других. Также она подчеркивает, что в развитии творческих способностей помогает кукольный театр.
М. Ибука, Г. Григорьев, говорят о том, что лепка, вырезывание узоров, складывание бумажных фигур так же развивают творческие задатки детей, учат их вариативности, выдумке, проявлению фантазии.
Такие педагоги – исследователи как А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Л. И. Ермолаева, А. И. Тарханова, А. А. Столяр предлагают использовать для развития творчества детей логические задачи и упражнения.
А. Э. Симанович говорит о том, что творчество можно развивать с помощью словарных дидактических игр и упражнений.
В научной литературе приведены педагогические методы и приемы направленные на развитие творческих способностей детей. По мнению психолога В. И. Андреева, развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях с детьми творческой ситуации. По определению Андреева, творческая ситуация – та, которая требует разрешения некоторого диалектического противоречия; выход из нее – поиск нового метода, приема, средства деятельности.
И. А. Лыкова основным методом развития творческих способностей называет метод пробуждения предельной самодеятельности детей, где основную педагогическую ценность являет не результат как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие.
Р. Гибсон, Дж. Тайлер, отечественные педагоги-новаторы предлагают для развития творческих способностей использовать метод нетрадиционных техник рисования.
Многие исследователи в своих работах определяют критерии, показывающие наличие творчества в работах детей.
В частности, Н. А. Ветлугиной выделены три группы показателей:
Первая группа показателей направлена на характеристику детских проявлений: их увлеченность, способность "войти" в воображаемую ситуацию, искренность переживаний;
Вторая группа показателей характеризует способы действия в творчестве детей : быстрота реакции, находчивость при решении задач, пользование различными вариантами, комбинирования законченных элементов в новые сочетания, оригинальных способов действия;
Третья группа показателей связана с характеристикой результата творчества : отбор характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражения в рисунке, игре, сюжете.
Н. Д. Винченко в работе "Критерии творчества" выделяет следующие критерии оценки творчества детей в игре :
1. самостоятельность – это умение детей на основе личного опыта определить и конкретизировать сюжет, характер действий, а также состояние и взаимоотношения его участников;
2. изобретательность – используется как показатель детских работ;
3. выразительность – ребенок не владеет способами выразительности, а находит их самостоятельно;
4. эмоционально-личностные переживания детей в момент игры.
О. М. Дьяченко выделила другие показатели:
1. структурность продукта воображения;
2. детализация образов воображения;
3. оригинальность продуктов воображения.
Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что на развитие художественно – творческих способностей дошкольников наиболее существенное влияние оказывает:
- педагог, его стиль взаимодействия с детьми;
- владение педагогом эффективными методами и приемами обучения.