Наталия Прилуцкая
Конструирование как основа для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для воспитателей
Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по ходу игры Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование это разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как это возможность для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.
Публикация «Конструирование как основа для развития творческих способностей детей» размещена в разделах
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Здесь дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения — целенаправленное рассматривание предметов, сравнение их, расчленение на части, нахождение в них общего и различий, умение делать обобщения.
При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, в какой последовательности и как они ее будут выполнять. Дети познают свойства геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) .
Конструктивная деятельность это также средство нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей воспитывают в детях умение работать в коллективе (умения предварительно договориться, распределить обязанности, отбирать необходимый материал работать дружно, не мешая друг другу и т. д.)
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, приносит ребенку большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами, его оформлением (простотой и четкостью форм, цветовыми сочетаниями, продуманностью украшений и т. д.) Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту созданную природой и целесообразность сочетаний природного материала.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей. Личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной конструктивной деятельности детей, интересное практическое использование созданных детьми поделок и построек пробуждают у дошкольника желание сделать новые вещи своими руками.
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования — конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и т. д.
Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки. Дети дошкольники, создавая предметы строят с конкретной целью — домик для поросят, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, что не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Детское конструирование это процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения
При обучении конструированию старших дошкольников воспитатель не только сам придумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно.
Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические, которые позволяют создавать подвижные конструкции.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.
Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. Перед тем как давать эти конструкторы детям, воспитатель тщательно изучает методические указания по сборке и продумывает, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. После того как дети под руководством воспитателя освоят конструктор, дети используют его в своей самостоятельной деятельности.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования. Эти материалы широко используются для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги, разнообразный природный материал (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) Воспитатель совместно с детьми и родителями пополняет запасы природного материала в течение всего года.
Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, снова и снова создает новые постройки, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.
Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых. И поэтому требует учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент выполняет строго фиксированную функцию. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.
Обследование предметов дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становиться более целенаправленным.
Специально организованная познавательная деятельность помогает дошкольнику анализировать образец и выбрать способ постройки. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр., но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.) . Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития творческих способностей детей, что является важным условием всестороннего развития ребенка. В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, обобщенные способы анализа, повышается умственная активность, активизируется мышление, самостоятельная поисковая деятельность, складывается произвольное поведение и личное самосознание, воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе.
Список использованной литературы
1. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – М. :Просвещение, 1985. – 204с.
2. Куцакона, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакона. – М. :Сфера, 2005.–240с.
3. Лиштван, З. В. Конструирование / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981. – С. 5-8.
4. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. – М. : Просвещение, 1990. – С. 120-128.
5. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду / Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова. –М. :Просвещение. Владос, 1994.–192с.