Альбина Валерьевна Туманина
Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы развития творческих способностей у детей седьмого года жизни в процессе управления изодеятельностью.
Характеристика понятия творческие способности детей.
По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной "школой творческого развития" личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рассмотрим термин "способности". БСЭ дает следующее определение: "Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности". (4, с. 346)
По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, "способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения". (24, с. 236) В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.
1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.
2. Это именно психологические особенности.
3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.
Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: "Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение". (9, с. 75)
Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: "Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности". (58, с. 109)
Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности. (12, с. 3)
Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: "Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества". (13, с. 9)
Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность,"которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". (6, с. 3)
Способность к изодеятельности у дошкольника – это интегративное свойство, включающее ряд компонентов: эмоциональный, деятельностный, познавательный и аксиологический. "Ядром" художественных способностей можно определить эмоционально выраженную потребность в эстетической самореализации, способность художественного освоения мира изобразительно-выразительными средствами и наличие соответствующей возрасту "Я-концепции творца".
Е. С. Белова называет следующие проявления художественно-творческих способностей у дошкольников :
• чувство цвета;
• умение объединить цветовое пятно в единое целое;
• сделать цвет выразительным;
• гармония цвета: умение связать все цвета воедино;
• ощущение и передача пространства;
• чувство композиции;
• расположение предметов на плоскости;
• умение выделить смысловой, зрительный, композиционный центр;
• умение выбрать размер и форму листа в зависимости от замысла рисунка (3, с. 145).
По мнению многих ученых, художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребенок активно воссоздает соответ-ствующие образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве.
Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный "язык" разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности.
Для создания художественного образа необходимо :
• умение передавать обобщенную образность предметов и явлений;
• эмоционально реагировать на предмет творчества;
• эстетически осмысливать его;
• сочетать форму и содержание.
И. А. Лыкова выделяет следующие условия:
• самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу);
• гармоничность цветового решения в соответствии с темой и личным от-ношением к изображаемому;
• зависимость материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа;
• "осмысленная" роль речи в художественном развитии детей : до тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознается ребенком.
В научной литературе прослеживается динамика освоения художе-ственного образа :
• подготовительная стадия, состоящая в активном экспериментировании и приобретении посредством этого знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т. д. ;
• стадия "возникновения образа", на которой ребенок воспринимает и самостоятельно создает выразительные образы в разных видах художественной деятельности – в рисунке, танце, драматических импровизациях;
• стадия "совершенствования образа", на которой ребенком используются различные средства и носители выразительности.
Как критерии качества выразительности художественного образа выступают :
• нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;
• индивидуальный "почерк";
• соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Показателями выразительности художественных образов являются :
• эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
• техническая грамотность;
• самостоятельность;
• оригинальность художественного обобщения.
Ярким проявлением художественно-творческих способностей служат результаты (продукты) изобразительной деятельности детей седьмого года жизни.
Для нашего исследования весьма важно определить различие таких смежных понятий как "способности", "творчество", "творческие способно-сти", "художественно творческие способности".
Понятие "способности" – широкое понятие об индивидуальных особенностях личности.
Понятие "творчество" рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творческие способности помогают личности самореализовываться, активно включаясь в творческую деятельность, создавая духовный или материальный продукт, отличающийся оригинальностью, неповторимостью, новизной.
"Художественно – творческие" – специальные способности. Самореализация выражение личности с помощью изобразительных материалов. Художественно – творческие способности открывают личности путь к самовыражению путем создания работ – результатов изобразительной деятельности (рисунков, аппликации, лепки и т. д.).