МААМ-картинки

Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования

Альбина Валерьевна Туманина
Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические основы развития творческих способностей у детей седьмого года жизни в процессе управления изодеятельностью.

Характеристика понятия творческие способности детей.

По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной "школой творческого развития" личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования» размещена в разделах

Рассмотрим термин "способности". БСЭ дает следующее определение: "Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности". (4, с. 346)

По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, "способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения". (24, с. 236) В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.

1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.

2. Это именно психологические особенности.

3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: "Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение". (9, с. 75)

Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: "Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности". (58, с. 109)

Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности. (12, с. 3)

Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: "Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества". (13, с. 9)

Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность,"которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". (6, с. 3)

Способность к изодеятельности у дошкольника – это интегративное свойство, включающее ряд компонентов: эмоциональный, деятельностный, познавательный и аксиологический. "Ядром" художественных способностей можно определить эмоционально выраженную потребность в эстетической самореализации, способность художественного освоения мира изобразительно-выразительными средствами и наличие соответствующей возрасту "Я-концепции творца".

Е. С. Белова называет следующие проявления художественно-творческих способностей у дошкольников :

• чувство цвета;

• умение объединить цветовое пятно в единое целое;

• сделать цвет выразительным;

гармония цвета: умение связать все цвета воедино;

• ощущение и передача пространства;

• чувство композиции;

• расположение предметов на плоскости;

• умение выделить смысловой, зрительный, композиционный центр;

• умение выбрать размер и форму листа в зависимости от замысла рисунка (3, с. 145).

По мнению многих ученых, художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребенок активно воссоздает соответ-ствующие образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве.

Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный "язык" разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности.

Для создания художественного образа необходимо :

• умение передавать обобщенную образность предметов и явлений;

• эмоционально реагировать на предмет творчества;

• эстетически осмысливать его;

• сочетать форму и содержание.

И. А. Лыкова выделяет следующие условия:

• самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу);

• гармоничность цветового решения в соответствии с темой и личным от-ношением к изображаемому;

• зависимость материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа;

• "осмысленная" роль речи в художественном развитии детей : до тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознается ребенком.

В научной литературе прослеживается динамика освоения художе-ственного образа :

• подготовительная стадия, состоящая в активном экспериментировании и приобретении посредством этого знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т. д. ;

• стадия "возникновения образа", на которой ребенок воспринимает и самостоятельно создает выразительные образы в разных видах художественной деятельности – в рисунке, танце, драматических импровизациях;

• стадия "совершенствования образа", на которой ребенком используются различные средства и носители выразительности.

Как критерии качества выразительности художественного образа выступают :

• нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;

• индивидуальный "почерк";

• соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Показателями выразительности художественных образов являются :

• эмоционально-личностное отношение к изображаемому;

• техническая грамотность;

• самостоятельность;

• оригинальность художественного обобщения.

Ярким проявлением художественно-творческих способностей служат результаты (продукты) изобразительной деятельности детей седьмого года жизни.

Для нашего исследования весьма важно определить различие таких смежных понятий как "способности", "творчество", "творческие способно-сти", "художественно творческие способности".

Понятие "способности" – широкое понятие об индивидуальных особенностях личности.

Понятие "творчество" рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческие способности помогают личности самореализовываться, активно включаясь в творческую деятельность, создавая духовный или материальный продукт, отличающийся оригинальностью, неповторимостью, новизной.

"Художественно – творческие" – специальные способности. Самореализация выражение личности с помощью изобразительных материалов. Художественно – творческие способности открывают личности путь к самовыражению путем создания работ – результатов изобразительной деятельности (рисунков, аппликации, лепки и т. д.).

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).

Консультация «Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования» . Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник рисования.Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник рисования. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,с.

Развитие творческих способностей детей с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии У детей с ОНР, помимо задержки речевого развития, наблюдается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Содержание.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования. Свою работу строю на следующих принципах:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования
Опубликовано: 13 сентября 2015 в 14:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Валерьевна Туманина (УИ 366494) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД