Гульчачак Галимова
Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми отвожу значительное место художественному конструированию из бумаги, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития творческих способностей детей.
В художественной конструктивной деятельности у дошкольников развиваются такие мыслительные процессы как анализ, синтез, классификация, обобщение, пополняется и уточняется словарь детей.
Публикация «Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у детей» размещена в разделах
- Поделки из бумаги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В начале учебного года в процессе наблюдения за деятельностью детей заметила, что у большинства детей недостаточно сформированы навыки конструктивного мышления (умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей, воображения, снижен уровень самоорганизации; они не проявляли интерес к конструированию из бумаги.
Данные наблюдения послужили основанием моей деятельности по познавательно – речевому и художественно –эстетическому развитию дошкольников.
Целью моей педагогической деятельности стало: развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) развивать :
- конструктивное мышление детей;
- воображение;
- проявление фантазии;
- навыки работы с бумагой разной фактуры;
- речь;
- мелкую моторику рук;
2) способствовать развитию художественно-эстетического вкуса;
3) воспитывать нравственные качества детей;
4) формировать:
- положительную самооценку;
- уверенность в себе;
- смелость в изложении собственных замыслов.
Работа по данной теме построена на следующих принципах:
Поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Учитываю возрастные особенности ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущее, то работа может не принести ожидаемого результата.
Динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Сравнения. Подразумевает различный подход в решении детьми заданной темы; развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением собственных ассоциаций.
Выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Наглядности. Обеспечивает познание детьми предметов, организовывает осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней.
Работа по формированию творческого конструирования построена на трех взаимосвязанных составляющих:
развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;
развитие образного мышления и воображения;
формирование обобщенных способов деятельности.
При организации обучения художественному конструированию использую следующие формы:
конструирование по образцу (предлагаю детям образцы поделок из бумаги и показываю способы их воспроизведения);
конструирование по замыслу (использую для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности);
конструирование по теме (закрепляю знания и умения детей, развиваю творческие способности, ограничиваясь определенной тематикой: «Птицы», «Дома» и т. п.);
конструирование по условиям (ставлю перед детьми задачи проблемного характера, требующие соотнесение усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию, например, ставлю условие создать коллективную композицию «Корзина с волшебными цветами», без ножниц).
Из бумаги создаем художественные образы, конструкции, модели. В ходе работы знакомлю детей с разными техниками работы с ней:
1) сминание;
2) разрывание – надрывание;
3) разрезание;
4) сгибание.
Процесс обучения художественному конструированию, содержание мероприятий и их структуру строю в несколько этапов:
1) распредмечивание;
2) задачи проблемного характера;
3) творчество детей.
Выработаны необходимые правила, поддерживающие творческое начало :
1. Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «Я»).
2. Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему.
3. Уважать точку зрения воспитанника как творца, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением, т. к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться).
4. Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника.
5. Не навязывать свою идею, наоборот, понять логику воображения ребенка.
6. Вносить разнообразие в непосредственно образовательную деятельность, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.
На данных слайдах представлены некоторые работы детей, выполненные индивидуально, совместно с родителями, и так же в кружковой деятельности в группе.