МААМ-картинки

Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации

Алла Кириллова
Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации.

Кириллова А. О., воспитатель;

ГБДОУ детского сада №98

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.

Игра-драматизация является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям.

Публикация «Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации» размещена в разделах

Театрализованная деятельность, посредством игры-драматизации позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Логика организации театральной деятельности в условиях педагогической технологии представлена в следующей таблице.

Задачи этапа Содержание деятельности:

методы и приёмы Обогащение предметно-развивающей среды Развитие коммуникативных умений

I этап – обучающий (репродуктивное воспроизведение)

Цель: обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации

- расширение детских представлений о театральных профессиях и их роли в театре;

- развитие и поддержание интереса к театрализованной деятельности, через организацию продуктивной деятельности (работа над созданием театральных атрибутов);

- развитие умения детей воспринимать сказку и анализировать ее героев; сопоставлять их с общепринятыми нравственными нормами, правилами и своими поступками;

- вызвать у дошкольников желание осознанно и свободно высказывать суждения при обсуждении литературных произведений, музыкальных отрывков, фразеологизмов, выстраивая в мини – монолог, соблюдая логику.

Путешествие в театр «Зазеркалье»

Презентация театральных профессий.

Проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, занятий по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения.

Рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, викторины, дидактические игры и творческие задания типа: «Угадай, чьи это предметы», «Узнай жест героя», «Кто с кем дружит», «Кто кому помогает»и др.

Беседы-рассуждения.

Обсуждение и объяснение фразеологизмов

Хороводные игры.

Лексические упражнения: подбор эпитетов, подбор сравнений по типу игры : «Закончи предложение…»

пересказы от лица литературного героя;

индивидуальные беседы социально-личностного характера: «На какого героя хотел бы быть похож (не похож?»

Модель зрительного зала (сцена, зрительный зал, оркестровая яма и т. д.)

Фотоальбом – галерея работников театра.

Вывеска с названием театра,

афиша, театральная касса, театральный буфет (с оформлением меню).

Фотографии игровых занятий, видеозапись сказки в различных видах театра.

Внесение книг, иллюстраций с литературным произведением для театрализации.

Создание атрибутов для

различных видов театра по произведению для театрализации

Рисунки, поделки детей по предложенным литературным произведениям для театрализации Умение начать, поддержать и завершить общение

Логично и последовательно излагать свои мысли.

Умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (способность уступать, принимать и согласовывать общий замысел).

Умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнёра

II – этап развивающий

Цель: развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

-Учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях;

- учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей,

- развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его;

- развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

Образно-игровые этюды;

-наблюдение эмоциональных состояний, движений, поведения человека, животных, явлений природы и отображение их в произведениях изобразительного и музыкального искусства;

-прием К. С. Станиславского

«предположение»;

-ролевое проигрывание ситуаций;

-проблемный ситуации «Что я могу сказать (сделать…»,

-игры-этюды с использованием личного опыта дошкольника;

-детское интервью ;

-коммуникативные игры.

-Индивидуальная работа по созданию образа.

Литературные викторины.

Подключение родителей к изготовлению костюмов и реквизитов.

Создание альбома «Мир эмоций»,

«Книги Настроений».

-Изготовление

Программки.

-Изготовление реквизита для театрализованной постановки.

-Изготовление различных видов театра по предложенному произведению.

-Картотека игр на развитие эмоций,

на развитие коммуникативных умений.

-Настольно-печатные игры театрального содержания.

-Картотека скороговорок, загадок

-Картотека игр литературного характера: «Узнай по описанию», «Сложи из частей», «Узнай сказку», Сказочное лото, Домино, «Кому, что нужно?» и др.

-Словарь сказочных слов и фразеологизмов.

Релаксационная музыка

-Подбор аудиозаписи с различными шумовыми эффектами.

-Выставки в книжном уголке иллюстраций разных художников к предложенному произведению.

-Экран настроений по пиктограммам.

-Плакат «Азбука эмоций»- набор фотографий детей, выражающих разные эмоции.

-Создание «Копилки рецептов для хорошего настроения».

Умение ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнера).

Использовать многообразие языковых средств для создания речевого высказывания.

Умение решать конфликты адекватными способами.

Умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.

III этап закрепляющий (творчество)

Цель: развитие творчества ребенка в речевой, игровой и разных видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер».

- Научить детей согласовывать замыслы;

- научить детей включаться в совместную игру-драматизацию при помощи педагога;

- осваивать игровые позиции «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер»;

- развивать умение самостоятельно организовывать игру-драматизацию;

- развивать способность проявлять творчество в игре-драматизации;

- развивать умения планирования игры-драматизации.

Игры-фантазирования.

-Моделирование произведений.

-Творческие задания и игры : «Что будет дальше?», «Неожиданная встреча в заповедном лесу», «Наши новые герои и чудеса».

-Этюды-превращения (предмета, комнаты и др)

-Приё м: «фантастическая гипотеза» о возможности встречи героя из одной сказки с героем или волшебным предметом из другой сказки.

-Конкурс художников.

-Музыкальная постановка (видеоклип).

-Коллективное рисование афиши.

-Изготовление приглашений, билетов.

-Показ спектакля малышам. Внесение макета сказочного пространства для игры.

Предметы заместители.

Обогащение уголка изобразительной деятельности бросовым материалом для изготовления реквизита.

Создание альбома «Мы артисты» (фотографии).

Создание книжек-малышек с творческими рассказами, стихами, загадками.

Многофункциональное панно, как декорация для постановки спектакля.

Участие в групповых обсуждениях.

-Умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости.

В трудных ситуациях общения аппелировать к правилам и справедливости.

Умение делится своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению.

Путешествие в театр «Зазеркалье»

Цель: расширить детские представления о театральных профессиях (режиссёр, художник-декоратор, бутафор, костюмер, гримёр и т. д.) и их роли в театре, знакомить с понятиями: декорации, премьера, театральная уборная, грим.

Обогащение предметно-развивающей среды : создание макета театра, внесение фотографий: «Галерея работников театра».

«Кто выдумал театр?» (Театральная азбука).

Цель: закрепить понятие о том, что театр – особый волшебный мир; навыки поведения в театре во время спектакля; познакомить с историей создания театра, закрепить знания о разных видах театра: драматический, кукольный, детский, оперный, театр комедии, мимики и жеста…

Обогащение предметно-развивающей среды : выставка фотографий «Театры нашего города», репертуар спектаклей.

Рассказы детей из личного опыта «Как я ходил (а) в театр».

Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствовали занятия по речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения (подбор эпитетов, подбор сравнений по типу игры : «Закончи предложение…»).

После проведённых бесед с детьми и работы с родителями о значении театра в жизни ребёнка (личные беседы, папки-передвижки) многие посетили театры. Дети с большим воодушевлением делились впечатлениями о спектакле, приносили программки, рекомендовали ребятам сходить на понравившийся спектакль.

Детям предложено совместно с родителями изготовить книжку-малышку «Мой любимый сказочный герой».

На втором этапе основной целью является развитие умений передавать образы героев сказки с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа.

Этюды – своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Этюды могут быть очень разнообразны – на развитие памяти, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.

Мы в работе использовали этюды М. И. Чистяковой, Л. М. Шипицыной и др., и на их основе придумывали авторские этюды. Работа над этюдами всесторонне развивает ребенка, дает ему необходимые навыки участия в спектакле. Ребята в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Что помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Особое внимание уделяли развитию выразительных движений. Ведь выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания и «бессловесного» общения.

Примеры этюдов: «Удивление Папы Карло», «Буратино увидел театр», «Распознай атмосферу», «Нам грустно (весело, обидно, страшно)», «Произнеси слово», «Обезьянки», «Мальвина заболела», «Встреча с черепахой Тортиллой», «На уроке» и т. д.

В группе созданы альбомы «Мир эмоций», «Книга Настроений», «Копилка рецептов для хорошего настроения», плакат «Азбука эмоций» -набор фотографий детей, выражающих разные эмоции, словарь сказочных слов и фразеологизмов.

Углублению восприятия литературного текста способствовали пересказы от лица литературного героя. Этот прием работы предложила Л. М. Гурович, которая подчеркивала, что такой пересказ позволяет дошкольнику понять и почувствовать скрытые мотивы поступков героев, «достроить» образ за счет собственного его осмысления. Например, пересказ от лица Буратино «В театре у Карабаса Барабаса», пересказ от лица Мальвины «Урок для Буратино», пересказ от лица Карабаса Барабаса «Тайна золотого ключика» и т. п.

Проводилось детское интервью. Например, Глеб В., взяв микрофон интересовался:

- Кто тебе нравится в сказке больше всего? А кто не нравится?

- С кем бы ты хотел дружить?

- На кого бы ты хотел быть похожим и почему?

- Кого бы ты пригласил в гости? Не пригласил бы в гости?

- Чтобы ты сделал, если бы у тебя был бы золотой ключик?

Игра в журналистов нравится многим детям, старались к интервью подключать детей, которые не охотно общаются со всеми, тем самым привлекая их внимание к общению. Дети во время интервью обращались к друг другу ласково, смотря друг другу в глаза, внимательно выслушивали, задавали интересные вопросы.

Проводились викторины, дидактические игры и творческие задания типа: «Угадай, чьи это предметы», «Узнай жест героя», «Кто с кем дружит», «Кто кому помогает» и прочее, коммуникативные игры : «Позови ласково соседа», «Подарок», «Два жадных медвежонка», «Медведь и лиса», «Сорока и медведь», «Кот и воробей», «Павлин и черепаха», «Спор».

Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

Дети, педагоги совместно с родителями стали готовится к постановке: готовить атрибуты, реквизит, рисовать афиши, программки, билеты.

В процессе игры и подготовке к ней между детьми складывались отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу.

Второй этап заключился постановкой спектакля.

На третьем этапе главное место занимали творческие игры – драматизации.

Цель работы - развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка, сюжетосложение. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

Развитие творчества ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности происходило в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Данная цель реализовывалась как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, так и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывал кусочек сюжета к выбранной теме. Педагог помогал детям согласовывать замыслы: предлагал, как можно устанавливать связи между событиями, придуманными разными детьми. Он обращал внимание на то, что сочинять интересно, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступал, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».

Важным аспектом работы на данном этапе являлось развитие речевого творчества детей за счет импровизаций на темы литературных текстов: опережающее прогнозирование последующих событий, объединение известных литературных сюжетов для создания нового текста. Этому способствовали творческие задания и игры : «Что будет дальше?», «Неожиданная встреча в театре Карабаса Барабаса», «Наши новые герои и чудеса».

Одним из эффективных приемов был приём - «фантастическая гипотеза» о возможности встречи героя из одной сказки с героем или волшебным предметом из другой сказки. Например: «Что было бы, если Буратино встретит Незнайку (Змея Горыныча, Василису Прекрасную, ковёр-самолёт, волшебный цветок и т. п.)».

Создан макет игрового пространства. На макете изображены реки, сказочный лес с одной стороны он светлый - красочный (добрый, а с другой тёмный, страшный (злой, замки добрых и злых персонажей, горы. Его использование помогало ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета давало возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

Мы стремились пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Игра-драматизация является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям. Игра-драматизация - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность, посредством игры-драматизации позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС.

Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

Игры для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста по теме «Безопасность — что это такое?» В домашних условиях родители могут продолжать развивать коммуникативные навыки ребенка, также умение составлять повествовательные предложения.

Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников «Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников» Выполнила: Пастухова Татьяна.

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога. Задачи: 1. Развитие связной.

Роль игры в развитиии коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – термин иногда.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 22:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации» (включая файлы) размещена пользователем Алла Кириллова (УИ 1551464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД