Надежда Ершова
Развитие общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общения у дошкольников.
Коммуникация общения - это умение человека выстраивать диалог, контакт и личные взаимоотношения с собеседником. Это часть социума, часть нравственного, психического и этического воспитания. Коммуникативные навыки нужно развивать как можно раньше, прямо с первых месяцев жизни детей. Нормы и правила общения исходят от родителей. Родители на своём примере должны показывать, как нужно общаться друг с другом и другими людьми. Тогда ребёнок будет правильно вести себя по отношению к окружающим его людям. А в саду одним из действенных примеров для обучения коммуникативному общению является игра. Игры способны научить выражать свои эмоции в бессловесной форме, развить речевую активность, разрешать конфликтные ситуации, сопереживать. Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. В игре ребёнок познаёт жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна и ситуативна. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Например, игра «Зеркало» способствует развитию наблюдательности и коммуникативных навыков.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, а дети строятся напротив полукругом. Ведущий может показывать любые движения, а играющие должны их повторить. Если ребёнок ошибается, то он выбывает, а победивший становится ведущим. Необходимо напомнить детям, что они «зеркало» ведущего. Они должны выполнять движения той же рукой (ногой, что и он.
Для преодоления тактильных барьеров и развития коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе хорошо использовать игру «Поварята» (автор — Н. Кряжева).
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить»: суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает чем он будет: картошкой, капустой, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - взрослый, он называет названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет его за руку и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами», например резать, крошить, тереть, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
А подвижная игра «Тропинка» способствует развитию умения действовать сообща, в команде. Количество играющих: четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Эта игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Игра - важнейшая форма организации жизни и строится на основании учета ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками и взрослыми.