Ольга Ахремова
Роль игры в развитиии коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель, структуру, «конституирующие моменты игры» (Д. Б. Эльконин и др.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.
Публикация «Роль игры в развитиии коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.
Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка. Игра выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. В игре впервые начинает проявлять себя воображение. Развитию воображения способствуют разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
По сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный характер.
Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. В игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.
Игра — деятельность, которая несет в себе радость. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Достоинство игры заключается в том, что они вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
В сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях.
В режиссерской игре ребенок сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки.
В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов-заместителей (шишка вместо пирожка, листок — вместо тарелки и пр., что приводит к появлению замещения во внутреннем плане — плане сознания.
В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе. Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.
Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.
Утром целесообразно создавать условия для игр с правилами, не требующих высокой двигательной активности. Это развивающие и дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитатель организует индивидуальные игры детей и игры небольшими подгруппами.
Время на прогулке может быть использовано для подвижных игр, игр с природным материалом, сюжетно-ролевых игр.
Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня. Важно воздавать условия для разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных, игр с правилами.
Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в сюжетно-ролевых и режиссерских играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как форма образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Все дети вовлечены в игры – можно сказать, что это наиболее предпочтительный язык для каждого ребенка. Он является уникальным методом коммуникации, творчества, самовыражения, исследования себя и окружающего мира. Игра – вид деятельности, затрагивающий органы чувств, наполненный образами и эмоциями, позволяющий фантазии выйти за рамки речи и языка. Помимо всего прочего, это основной метод, посредством которого ребенок преодолевает путь к взрослению.