Тина Тарминян
«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Учеными доказано, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка.
Выдающийся ученый И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, доказывая что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поскольку в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, то пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика будут идеальным средством для развития речи. От двигательной активности пальцев рук зависит развитие головного мозга, дети быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, скорее успокаиваются после стрессов. Заниматься с ребенком желательно каждый день.
Можно предложить ряд несложных упражнений:
1. Крепко сжать обе руки в кулачки, а потом растопырить пальцы в стороны. (повт. 10 р.)
2. Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Встряхнуть кисти. (повт. 8 р.)
3. Сомкнуть большой и указательный палец в кольцо.
По три раза щёлкнуть в воздухе каждым пальцем.
4. Сомкнуть в кольцо средний и безымянный пальцы, сделать «козу», затем сделать «рожки». Повторить фигуры по три раза каждой рукой. Встряхнуть кисти.
5. Положить ладони на стол барабанить пальчиками по столу. Представим, что ребёнок играет на пианино,а теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком
6. Массировать каждый пальчик, начиная от ногтевой фаланги, далее по пальчику, по ладони по ходу косточек. Выполнять в течение 1-2 минут.
7. Стоя с закрытыми глазами, руки в стороны, коснуться кончика носа указательным пальцем сначала правой, потом левой руки (повт. 10 р.)
8. Стоя с закрытыми глазами, руки в стороны, коснуться правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом, руки в стороны, ещё раз коснуться мочки левого уха рукой (рука за головой). Поменять руки. (повт. 10 р.)
Развивать мелкую моторику можно с помощью работы с крупой. Например,
запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне!
Расстёгиваем молнии, застежки, пуговицы. Развязываем шнурки, веревочки, бантики.
Нанизываем кольца и бусины на тесьму. Из спичек, ватных палочек и зубочисток выкладываем рисунки.
Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.
Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку.
Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
- Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
- Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
-Разбирать расколотые грецкие орехи.
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок
- Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
- Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книги.
- Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Например, ребенку можно предложить разыграть следующую потешку:
Мальчик-пальчик.
-Мальчик-пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
-С этим братцем в лес ходил,
(большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил,
(средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел,
(безымянный пригибаем к ладони)
-С этим братцем песни пел
(мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал!
(поворачиваем кулачки «фонариками)
Надо добавить, что в раннем возрасте мелкую моторику рук можно развивать с помощью массажа с использованием разных по форме и текстуре предметов, игр с мелкими деталями, пальчикового театра.
В итоге, можно сделать выводы:
• Выполнение упражнений должно быть регулярным.
• Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
• Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
• Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
• Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
• Ребенку предлагается простая, короткая, точная инструкция.
• Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию. Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста.
Как мы выяснили, функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи ребенка дошкольного возраста
Список литературы и других источников:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
2. Волокитина Т. В., Гусевa Е. А. Вопросы изучения, воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ. Архангельск, 2000.
3. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержками развития / / Дефектология, 1972, № 4.
4. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М., 1993.
5. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб., 2000. – 160с.
6.http://www.child-psy.ru
7.http://www.boltun-spb.ru