Татьяна Пастухова
Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников»
Выполнила:
Пастухова Татьяна Александровна
«. Дайте же детям играть, пока игра их радует,
влечет к себе и вместе с тем приносит им
громадную пользу!»
Е. А. Покровский
Публикация «Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников» размещена в разделах
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Кубанские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Сама по себе игра – источник воспитания ребенка, спутник жизни, источник радости, веселья. В кубанских народных играх отражается быт кубанского народа, его устои, традиции, стремление к победе, смелости, выносливости. Целью таких игр является донести до потомков своеобразие национального языка, особенности содержания текстов. Особенностью данных игр является то, что они очень доступны и интересны детям. Их тексты очень быстро схватываются и запоминаются. Задачей кубанских народных игр является формирование патриотического, художественного и физического воспитания, расширение кругозора детей. У детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к родному краю, его культуре, любви к своей малой Родине.
В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка. Это объясняется тем, что игра наиболее созвучна с «природой» ребенка, то есть максимально соответствует его возрастным особенностям (реализует потребность ребенка в активности, общения, самостоятельности).
Игровая деятельность развивает как вербальные и невербальные средства общения, так и коммуникативные умения (умение управлять своими эмоциями, умение высказывать свое мнение, умение вызывать желание общаться у партнера).
Как мы это осуществим через Кубанскую подвижную игру?
Сама методика обучения подвижным играм направлена на развитие коммуникативных умений. По ходу сбора на игру, объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и ребенка. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т. е речи. Во время объяснения дети слушают речь взрослого, воспринимают и анализируют ее. После объяснения игры идет закрепление правил, а значит развитие диалогической речи. Происходит обмен информацией между ребенком и взрослым, т. е взрослый задает вопросы – дети отвечают. Так же коммуникация может идти между детьми, это когда один ребенок объясняет правила другому ребенку или группе детей.
Кроме того, любая подвижная игра, имеет название и текст. За счёт стихов, которые содержатся в игре, у ребёнка 4 – 5 лет развивается вербальные и невербальные средства коммуникации. При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен между детьми и взрослым, т. к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов взрослого. Часто текст игры должен сопровождаться характером персонажа, который дети передают по средствам мимики, жестов и пантомимики. Непосредственно во время игры происходит тактильный контакт между детьми, где каждый ребёнок должен быть эмоционально уравновешен- легонько касаться друг друга, не толкаться. По окончанию игры подводятся итоги, где оценку дает не только взрослый, но и дети, высказывают своё мнение, оценивают себя, друг друга. Так же для развития невербальных средств коммуникации, можно использовать этюды, как подводящий этап к театрализованной, ролевой, подвижной играм. Этюды будут учить ребёнка передавать настроение, повадки, черты того или иного персонажа.
В игровой деятельности развивается потребность в общение. Ребенок сталкивается с необходимостью:
- устанавливать контакты в игре;
- соблюдать нормы поведения;
- приспосабливать свое поведения к конкретной ситуации;
- владеть навыками игровой деятельности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, соответствуют формированию воли. Народная игра требует выдержки, внимания и ловкости, чувства коллективизма, ориентировки в пространстве, ответственности и находчивости, взаимопомощи. Кубанские подвижные игры обычно сопровождены веселыми, задорными стихами, закличками, приговорками, кричалками. Они очень легко запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в повседневных играх. Народный фольклор передается из поколения в поколение и никогда не стареет.
Игровому фольклору кубанцев свойственно ярко выраженная трудовая и военно-прикладная направленность. Как правило, в каждой казачьей семье было много детей. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье. Несмотря на некоторые различия, (донские, кубанские, терские) казак всегда остается казаком. Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движения, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков.
Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой. Во время игры дети всегда непосредственны и эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижные игры наряду с физическим развитием имеют и большое воспитательное значение. Ведь игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные кубанские игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство, а также способствуют воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине.
По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в Кубанские игры.
Считалки, используемые на Кубани.
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты – води.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес зелёный.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
И кричала: «Кук-мак»,-
Убирай один кулак.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить –
Выходи, тебе водить!
Стакан, лимон, выйди вон!
Стакан воды, выйди ты!
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
- Здравствуй, Мишенька – дружок!
Сколько стоит пирожок?
- Пирожок стоит три,
А жмуриться будешь ты!
Катилось яблочко – розовый цвет,
Ты меня любишь, а я тебя нет.
1,2,3, - води!
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Не задумывайся!
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,-
Выплывает белый месяц,
Кто до места не дойдёт,
Тот и жмуриться пойдёт!
Край дольный,
Край широкий.
Мак мачистый,
Головистый,
Головушки, как розушки.
Встань так, будешь - мак